Ни для кого из советской актерской среды не было секретом, что если ты снимешься у Гайдая, то тебя ждет всеобщее обожание, и даже маленькая роль станет знаковой для карьеры. При этом работать с этим легендарным постановщиком было сущим мучением.
У Леонида Иовича собственное видение всегда стояло на первом местом, а сложный характер и эмоциональность превращали съемки в словесные пикировки. Те же, кто отказывался без вопросов выполнять его установки или долго спорил, мгновенно отправлялись в его стоп-лист для следующих проектов.
Неудивительно, что когда мэтру советского кинематографа довелось столкнуться с Нонной Мордюковой, отличавшейся не менее трудным характером, скандала было не избежать.
Стоит отметить, что во время осмотра черновой версии «Бриллиантовой руки» члены художественного совета киностудии не один раз рекомендовали сократить роль Мордюковой или совсем вырезать ее из ленты. И то, что властный управдом осталась в кадре, легендарный сценарист Яков Костюковский считает главной своей творческой удачей.
Ведь ее цитаты молниеносно ушли в народ. Вы наверняка помните эти крылатые изречения: «Может, там собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека», «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «А если не будут брать — отключим газ» и «Все эти годы он маскировался под порядочного человека».
Парадокс успеха Мордюковой заключался еще и в том, что Гайдай не верил в нее с самого начала. Известно, что на пробах управдом из всех приглашенных актрис меньше всего Гайдаю приглянулась как раз-таки Нонна Викторовна. Он думал, что перед ним артистка из одного жанра — драмы.
Его смог убедить лишь просмотр «Женитьбы Бальзаминова», где комедийный талант этой словоохотливой купчихи раскрылся в полной мере. Отдельного внимания достойно и то обстоятельство, что среди претенденток на ту самую роль была и супруга постановщика — Нина Гребешкова.
Но Леонид Иович видел в ней лишь вторую половинку героя Юрия Никулина. Конкуренцию Мордюковой составили Людмила Шагалова, Нина Агапова и Ия Саввина. С первыми двумя актрисами даже сохранились фотографии, где они находятся в образах.
*
Возвращаясь к взаимоотношениям режиссера и артистки, стоит отметить, что Гайдай мгновенно заводился, если ему перечили, а властная Мордюкова всегда добавляла нечто свое в каждую роль. Даже в этот раз ее управдом является прообразом бывшей соседки, с которой Нонна Викторовна делила комнату в общежитии.
По ее воспоминаниям, та женщина постоянно обсуждала действия других людей, подсказывая всем, как нужно жить. А теперь вспомните эпизод с диалогом контрабандистов, которые заложили в гипс Горбункова бриллианты и начали ругаться на другом языке: «Черт побери, черт побери! Хэрок эскусто бэн шлак мордюк! Хэрок эскусс мордюк, тобиш нак!».
Тоже заметили в этом бессвязном наборе выдуманных сценаристами букв слово «мордюк»? Естественно, что оно употребляется гайдаевскими героями неспроста. Перед съемками этой сцены Леонид Иович в очередной раз начал конфликтовать с Мордюковой и в пылу не самых лестных фраз назвал ее «мордюк».
После чего заведенный постановщик решил увековечить свое ругательство на пленке, таким образом отомстив артистке за вымотанные нервы. Вот внутреннее ругательство и стало достоянием советской публики. Реакция другой стороны на этот выпад так и осталась неизвестной, но, по слухам, Нонна Викторовна больше сниматься у мэтра не захотела в том числе и по этой причине.
Ну, а Гайдай, как и любой творческий человек, очень любил свои сюжеты и персонажей, которые в них участвуют. И то, какой вышла героиня Мордюковой в фильме, ему очень понравилось. Об этом говорит даже такая маленькая деталь, как очередная «загадка» режиссера, которую он оставил для внимательных зрителей.
За время просмотра «Бриллиантовой руки», как вы наверняка помните, ни разу не прозвучала фамилия управдома. Но ее можно узнать благодаря одному эпизоду.
После того, как Варвара Сергеевна вешает на доске объявлений плакат, знаменующий публичные слушания по разбушевавшемуся товарищу Горбункову, после фразы «общественный обвинитель» мы видим фамилию Плющ с именем и отчеством управдома. И как тут не подумать об очередном уколе в сторону легендарной советской актрисы?