Иван Бортник мечтал о роли Шарапова, но актеру доверили только Промокашку. Володя получился «с комсомольским налетом», как выразился Бортник. Несколько субтильный, нерешительный, слегка идеальный. Сразу не поверишь, что этот человек 22 раза (в книге 42) ходил за линию фронта. Но выбор комиссии был неслучаен.
За пару лет до того киношное начальство посмотрело драму режиссера Игоря Шешукова «Вторая попытка Виктора Крохина». По сюжету, у маленького Вити есть старший брат Боря, который сидит в тюрьме и пишет оттуда письма.
Потом Борис Крохин выходит на свободу. Его играет Иван Бортник. Он поет воровские песни (в том числе и про «дядю фраера»), но сообщает, что завязал. И в самом деле, в конце фильма немножко постаревший Боря навещает своего 25-летнего брата в раздевалке после победного поединка.
Как прекрасно Иван Сергеевич изобразил уголовника! Пусть и бывшего. Фильм Шешукова лег на полку, но наверняка начальники «зацепились» за него взглядами.
В романе братьев Вайнеров у Промокашки нет ни единой реплики. Абсолютно все придумал Иван Бортник. Про «нос откушу», про Лелю с Елоховской, «а вы чего не ложитесь», и так далее. Попутно еще раз напомню читателям, что ни в какую сберкассу герой Бортника не ходил. Пару лет назад я уже писал об этом статью, но до сих пор возникают вопросики.
На самом деле, за сберкнижкой послали водителя — Лошака (Александр Абдулов).
С песней «Собака лаяла на дядю фраера» мы разобрались — ее Бортник пел во «Второй попытке Виктора Крохина», спел и в «Место встречи изменить нельзя». По сюжету произведения человек, вернувшийся из мест не столь отдаленных, сетует на то, что мол у фраера и костюм наглаженный, и пенсне, а у меня ничего нет.
*
Всего в песне 5 куплетов. Захотите — легко отыщете. Исполняется на мотив «Берите бублики».
Пришло время снимать одну из финальных сцен «Места встречи». Станиславу Говорухину не понравилось, как бандиты выходят из подвала — просто бросали оружие, выглядело скучно. И режиссер попросил Ивана Бортника «что-нибудь изобразить». Помимо знаменитого плевка в Высоцкого — Жеглова (который потом вырезали), Промокашка спел песню «На черной скамье, на скамье подсудимых».
Откуда она и о чем?
Во второй половине 1860-х годов в русской литературе начала набирать вес, если можно так выразиться, «тюремная» линия. «Преступление и наказание», «Накануне», и так далее.
Блатной мир постепенно становился отчасти романтизированным, и в народном фольклоре появились различные песни такие, например, как «Дочь прокурора». Скорее всего, песенка относится к 1920-м годам. Сразу скажу, у легендарного «творения» масса различных вариантов и куплетов, но фабула всегда примерно одна и та же.
Жил-был прокурор, у него имелась красавица-дочка с золотою косой, недоступная парням и глядевшая на всех с презреньем. Бравый паренек «из преступного мира» сумел очаровать Нину. Пара начала отношения, а позже вступила в брак.
Ну а дальше уголовник совершил очередное преступление, в которое вовлек Нину. И вот во время суда грозный прокурор обнаруживает, что на скамье подсудимых сидит его дочка. Разумеется, в реальной жизни такое было совершенно невозможно — участвовать в одном процессе с дочерью прокурору никто не позволил бы.
Была еще песня про «Сына прокурора», где молоденький мальчик стал преступником и застрелился прямо на судебном процессе на глазах у расстроенного папы.
Откуда Иван Бортник знал весь этот народный фольклор? Маленький Ваня вырос в обычном московском дворе в районе площади Трех вокзалов (а там и Сокольники недалеко). Почти все соседи Бортников отбывали срок, и не раз исполняли эти и другие композиции.