Почему эти фильмы с участием замечательных советских актёров в июле 1969 года был запрещены и изъяты из проката в течение одних суток?

Художественный фильм «Встречи на рассвете» по повести Анатолия Кузнецова был снят на «Мосфильме» в 1969 году. Трогательный сюжет о первой любви и душевном благородстве молодой девушки практически без замечаний был принят строгим художественным советом киностудии и рекомендован к широкому прокату.

Главную роль в картине блистательно исполнила молодая театральная актриса Тамара Дегтярёва. Ей помогали замечательные актёры: Ольга Аросева, Люсьена Овчинникова, Владимир Андреев, Юрий Назаров, Анатолий Кузнецов (тёзка автора сценария), Георгий Жжёнов и многие другие известные советские артисты.

16 июня 1969 года в Москве в кинотеатре «Октябрь» состоялась успешная премьера картины, а 19 июня она вышла в широкий прокат во всех крупных городах страны.

Даже сами создатели не ожидали такого зрительского интереса к своему фильму. Картина уверено вошла в число лидеров, но буквально через месяц, 30 июля, специальным распоряжением «Госкино», в течение всего одних суток фильм был изъят из проката по всей стране.

Зрители не понимали, почему это произошло? Ведь «сарафанное радио» работало лучше всякой рекламы. Многие, услышав хорошие отзывы от своих друзей и соседей, собирались сходить в кинотеатр, но фильм бесследно исчез. Даже те, которые заранее купили билеты, были вынуждены либо сдать их в кассу, любо выбрать сеанс с другим фильмом.

Зато в киношной среде весть о причине запрета разнеслась молниеносно! Автор повести и сценария, известный советский писатель Анатолий Кузнецов оказался предателем! Он воспользовался своим служебным выездом заграницу и находясь в Лондоне попросил политического убежища.

Причем подобного от него никто не ожидал. И вначале у многих были мысли, что писателя насильно удерживают в Англии. А его антисоветские заявления, опубликованные в британских газетах, — всего лишь очередная провокация Запада.

Но эти предположения быстро рассеялись после того, как по требованию наших властей Кузнецов встретился с советскими дипломатами в одном из отделений полиции Лондона. И сразу после этой встречи в Москву был отправлен секретный доклад: Кузнецов сам осознанно попросил политическое убежище, он ненавидит СССР, и он предатель!

Позже в Лондоне была опубликована исповедь перебежчика, из которой стало ясно, что свой побег он готовил несколько лет. И для того, чтобы его направили в заграничную командировку (это был первый выезд писателя на Запад), он был вынужден сознательно пойти на сотрудничество с КГБ, как тайный осведомитель, и даже предоставил некоторую не очень лестную информацию о своих коллегах.

В Москве ничего не смогли с этим сделать, кроме того, как полностью вычеркнуть писателя из советской культуры.

Из магазинов и библиотек были изъяты все книги Кузнецова, в том числе документальный роман «Бабий Яр», описывающий зверства нацистов в Киеве в сентябре 1941 года.

Дело в том, что 12-летний Кузнецов стал свидетелем этих страшных расстрелов, так как находился в те дни в Киеве. Ошарашенный зверством фашистов подросток даже вёл дневник, ежедневно записывая все ужасы, о которых ему удалось узнать или увидеть. Именно этот дневник позже лёг в основу его трагического романа.

Что касается кино, то из обращения изъяли все фильмы, к которым он имел хоть какое-то отношение. Например, замечательный фильм 1962 года «Мы, двое мужчин» в котором главную роль сыграл Василий Шукшин. Фильм был снят по мотивам рассказа Кузнецова.

Позже власти всё же мягче стали обращаться с советскими фильмам, к которым имели отношение другие подобные перебежчики. Картины уже не запрещали, но из титров вымарывали имена предателей. А вот фильмы, связанные с Кузнецовым, так и остались в запрете до мая 1986 года.

Судьба писателя Анатолия Кузнецова, как и большинства других невозвращенцев, не была счастливой. За неполные десять лет на чужбине он не написал ничего. Ни одного, даже короткого рассказа.

Чтобы зарабатывать на жизнь, пошёл работать ведущим на «Радио Свобода» с откровенными антисоветскими передачами. Причем знающие люди говорили, что те тексты, которые он читал в эфире, написаны были не им. Дескать, совсем другая стилистка и лексика, не свойственные самому Кузнецову.

В 1976 году один из болгарских писателей, который на литературной конференции в Лондоне случайно пересёкся с Кузнецовым, вернувшись домой рассказал, что Анатолий Васильевич находится в психически подавленном состоянии и, похоже, жалеет о своём поступке. Хотя на прямую в этом не признался.

А в 1979 году из Лондона пришла весть о том, что Анатолий Кузнецов скончался в результате инфаркта. Ему было 49 лет.

Оцените статью
Почему эти фильмы с участием замечательных советских актёров в июле 1969 года был запрещены и изъяты из проката в течение одних суток?
Новый муж сватьи