«Турецкий гамбит» — почему Фандорин не сделал предложение Варе

Скажу сразу — мне этот фильм очень нравится. Сериал тоже нравится, но чуть меньше. И актёры нравятся, и сценарий нравится, пусть немного и наивный, пусть не без несостыковок и ляпов, и операторская работа нравится, и картинка нравится. И я отлично помню, что когда смотрела его самый-самый первый раз, то была уверена в том, что мадемуазель Суворова составит счастье господину Фандорину.

По всем параметрам, по закону жанра так и должно было быть — ну козе же понятно, что они пара. Оба молоды, симпатичны, столько прошли вместе да и вообще подходят друг другу. Искры между ними так и проскакивают. Понятно, что они испытывали друг к другу чувства. И такой неожиданный финал. Помните её умоляющий взгляд, её дрожащий голос:

«Ну зачем… И уже навсегда. Навсегда, понимаете?» И его глаза, когда он смотрит на Варю через окно удаляющегося поезда. Многие испытали тогда разочарование. Я в их числе. И я довольно долго не могла понять — ну почему он не остановил её, почему не сказал того самого главного, ведь очевидно же, что рвались эти слова с его губ.

При обсуждении этой темы обычно говорят о том, что Фандорин еще не отошел от смерти жены, что он стал бояться отношений, что не хотел сделать несчастным себя и другого человека, что Варя была помолвлена с Яблоковым и Фандорин не захотел разрушать пару…

На самом деле причина была только одна: при всех внешней схожести характеров Варя категорически не подходила Фандорину именно как жена и как партнерша вообще. Да, она активная, она упрямая, она целеустремленная, пробивная, настырная, склонная к авантюризму, но… Фандорину нужна совсем другая женщина.

С Варей можно прекрасно провести время, пережить щекочущее нервы приключение, о котором потом можно будет рассказывать внукам, но жена такого человека, как Фандорин, должна быть совершенно иного склада. Гипотетическая жена Фандорина это по сути жена разведчика.

Как у Штирлица. Которая способна долго ждать, в основном молчать, хранить секреты, не подавать вида, а главное — различать игру и опасность и понимать, когда жизненно необходимо беспрекословно слушаться мужа. Варвара, конечно, обладает множеством достоинств, но она… не особо умна. Вспомните, как вела себя девица Суворова в условиях опасности.

Пищала и визжала, когда Фандорин говорил ей «тише». Продолжала орать на всю степь, когда он просил замолчать. На весь лагерь орёт «А, так вы из тайной полиции?» Постоянно влезала туда, куда её не просили. Из-за неё и Фандорин, и она сама не раз были в смертельной опасности и спасались только чудом.

Временами она ведет себя настолько глупо, что хочется её просто пристукнуть. Варя Суворова не может быть надежным крепким тылом. Она слишком легкомысленна.

Кроме того, род деятельности Фандорина подразумевает, что на первом месте у него всегда будет Родина и профессиональный долг, а жена — это потом. Тогда как Варя очень любит быть в центре внимания, привлекать к себе взгляды и вообще быть гвоздем программы.

Она не простила бы Фандорину своё второстепенное положение, случись им пожениться, и ведала бы ему мозг на тему «не чувствую себя женщиной, всё время одна».

На самом деле такой девушке, как мадемуазель Суворова, идеально подходит французский журналист Шарль д’Эвре. Он умён, он тоже склонен к авантюризму, но при этом его профессия не требует полной отдачи и постоянного риска.

Он легко прощал бы такой супруге её причуды и, думаю, даже потакал бы им, и сам участвовал бы в них, слегка уравновешивая пылкий нрав супруги, и при этом он бесконечно любовался бы молодой красавицей-женой и иногда позволял бы ей топать изящной ножкой и помыкать собой. У него именно Варя была бы на первом месте.

Что касается Яблокова, то и тут не стоит питать иллюзий. Этот сказочный единорог быстро надоест Варваре, и она с чистой совестью его бросит. Я удивляюсь, как она вообще могла обручиться с ним — он ведь никакой, экзальтированный oбoлдуй, по вине которого турки легко вошли в Плевну, а военные действия сильно затянулись.

Выражаясь современным языком, Яблоков настоящий лузep. Что могло Варю в нём привлечь — загадка. И еще большая загадка — почему она уехала с ним. Могла бы ведь если не с Фандориным, то и одна уехать, не семнадцатый век на дворе, девицы в то время вели себя уже достаточно свободно. Хотя, конечно, она могла всё-таки опасаться компромата, а так хоть с женихом вернулась.

И всё же роман между Варей и Фандориным был возможен. Яркий, бурный, страстный, запоминающийся и… короткий. Там, на перроне, стоило только Фандорину сказать «Едемте со мной», как бросила бы Варя своего Петеньку и рванула бы с Эрастом в Японию.

Но он не сказал.

Оцените статью
«Турецкий гамбит» — почему Фандорин не сделал предложение Варе
«Жмурки»: игры Балабанова в «русского Тарантино». Интересные факты про криминальную комедию