«Девушка без адреса» 1958 года – это второй фильм великого советского режиссёра Эльдара Рязанова, о котором многие и не слышали вовсе. Не то чтобы фильм совсем прошёл незамеченным, но с учётом того, что его снял Рязанов, а одну из главных ролей исполнил Николай Рыбников – он вообще должен был получить статус культовой классики.
Впрочем, сам Эльдар Александрович, для которого эта картина стала второй после колоссально успешной «Карнавальной ночи», не особо любил вспоминать об этой работе. Почему так? Сегодня будем узнавать, разбирая историю создания картины.
«У нас и так много достойных актёров»
Начнём с того, что изначально Рязанов вообще хотел снять другой фильм. Вдохновлённый феноменальной популярностью своей «Карнавальной ночи» режиссёр планировал снять нечто подобное и снова пригласить на главную роль Людмилу Гурченко вместе с Ильёй Ильинским.
Как ни странно, это решение отклонил непосредственно Худсовет. Они обозначили, что нет никакого смысла снимать вторую «Карнавальную ночь». Прямо как в воду глядели, вспоминая печально известный сиквел «50 лет спустя», который уж точно никак не должен был появляться на свет.
Так вот, именно Худсовет настоял и на том, чтобы Рязанов пригласил других артистов, ведь в СССР достойных актёров огромное количество, не на одной только Гурченко свет клином сошёлся. И хотя Рязанов как мог пытался настаивать на кандидатуре Людмилы Марковны – ему каждый раз отказывали.
Правда не потому, что «не хотели ещё одну Карнавальную ночь», будто руководству невыгодно было выпускать в прокат ещё одну успешную картину с прославившейся актрисой, просто у Людмилы Марковны тогда случился, можно сказать, небольшое недопонимание с комитетом госбезопасности, из-за отказа идти с ними на сотрудничество.
Со слов актрисы, она не могла нормально продолжать карьеру на протяжении десяти лет, хотя, с другой стороны, она всё ещё продолжала сниматься во множестве небезызвестных фильмов: «Девушка с гитарой», «Балтийское небо», «Женитьба Бальзаминова» и многие другие.
Конфликт с главной актрисой
Гурченко пригласить в фильм не удалось, поэтому выбор Эльдара Александровича пал на Светлану Карпинскую, сыгравшую Катю Иванову. Собственно говоря, Светлана – это ещё один повод, по которому Рязанов не любил вспоминать о фильме.
Взаимоотношения между актрисой и режиссёром не сложились по двум причинам: во-первых, Эльдару Александровичу не понравилась актриса, хотя она и актрисой не была вовсе. Светлана Карпинская на тот момент была студенткой филологического, даже не актёрского училища.
Есть предположение, якобы в фильм её затянул сценарист Леонид Ленч, абсолютно случайно встретив девушке в вагоне метро. Во-вторых, Свете не нравился подбор костюмов её героини. Она ведь была молодой и весьма симпатичной, при этом Рязанов намеренно наряжал её в какие-то старомодные вещи и всячески пытался подчеркнуть, что Катя Иванова является эдакой «серой мышкой».
Не совсем понимаю, почему именно Карпинская так сильно возмутилась по этому поводу, если это вполне закономерно вписывается в сюжет картины: Катя должна была создать не самое приятное первое впечатление у зрителя (не только внешнее), а уже потом полноценно раскрыться.
Тем не менее Светлана регулярно продолжала настаивать на смене образа героини, чтобы она выглядела более симпатично. Будто бы и вполне естественное желание выглядеть красиво, присутствующее у любой девушки, но едва ли это можно назвать профессиональным подходом. Неудивительно, что у Рязанова остался осадок после работы над этим фильмом.
Популярный и частично забытый хит
В своё время «Девушка без адреса» заняла 2 место в советском прокате, уступив лидерство одноимённой экранизации романа «Тихий Дон» от режиссёра Сергея Герасимова. А так, комедию посмотрели десятки миллионов зрителей по всей стране и тем не менее Рязанов продолжал её недолюбливать, стараясь нигде не упоминать.
Соглашусь с тем, что едва ли «Девушку без адреса» можно сравнивать с «Карнавальной ночью», а Карпинская, будем честны, совсем не дотягивает до Гурченко. И всё же фильм весьма неплохой, да и актёрский состав здесь собрался отличный.
У Рыбникова так вообще именно с него начался расцвет карьеры, а вот Светлана, как ни странно, после этого предпочла участвовать лишь в театральных постановках.