Бернард Шоу потрепал советского паренька по щеке, а узнав правду, встал перед ним на колени

В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения замечательной советской актрисы Валентины Сперантовой.

Конфуз Бернарда Шоу

В 1931 году всемирно известный писатель и драматург Бернард Шоу посетил Советский Союз. В Москве его поразило всё: советские люди, чистые улицы, музеи Кремля, Третьяковская галерея и московские театры.

В его культурную программу включили посещение спектакля «Том Сойер», который шёл на сцене московского ТЮЗа. Постановка по роману Марка Твена настолько понравилась писателю, что он попросился за кулисы, чтобы выразить актёрам своё восхищение.

Когда за кулисами его окружили артисты, которые ещё находились в гриме, Бернард Шоу стал восторженно хвалить их игру и спектакль. В порыве нежности он приобнял стоявшего рядом мальчишку, сыгравшего в спектакле Джо Гарпера, и по-дружески потрепал его по щеке.

Но тут он услышал слова, которые его обескуражили: «Сэр, это же дама! Ей 27 лет и у неё есть дочь». И тогда почтенный писатель встал перед «мальчишкой» на одно колено и поцеловал актрисе руку. Для Валентины Сперантовой это событие осталось в памяти как одно из самых волнительных в её жизни.

Роль роковой красотки – несбыточная мечта

Валентина родилась в 1904 году в подмосковном Зарайске в многодетной семье уездного секретаря. Отца не стало, когда Вале было 10 лет, и содержание семьи легко на плечи матери и двух старших братьев. А Валентина была восьмым ребёнком из девяти детей.

Они не голодали, но и богатой их жизнь назвать было нельзя. А наступившая вскоре революция по статусу и достатку сравняла всех горожан этого небольшого русского городка.

Ещё в женской гимназии Валентина записалась в театральный кружок, а после завершения учёбы девушку пригласили в труппу местного драмтеатра. Чуть позже, немного повзрослев, Валентина поехала в Москву учиться на актрису. Она твёрдо решила стать знаменитой, и даже революция и гражданская война не изменили её планов.

В 1925 году она получила актёрский диплом, но московские театры не торопились брать к себе в труппу актрису ростом всего полтора метра. Ещё в театральном училище ей предрекли амплуа травести, хотя Валентина мечтала о карьере драматической актрисы.

Но деваться было некуда, так как её согласился принять только Первый детский театр (будущий ТЮЗ), в котором на долгие годы она стала «главным мальчишкой Советского Союза», обогнав в этом звании таких знаменитых довоенных актрис травести, как Марию Виноградову и Марию Барабанову. А мечта о роли роковой красавицы так и осталась её несбыточной мечтой.

Первый провал. Что дальше?

До середины 50-х годов народная артистка РСФСР Валентина Сперантова была ведущей актрисой Центрального детского театра. Занятость на сцене была очень плотной, поэтому актрисе так и не удалось сыграть в кино. Приглашения сниматься поступали регулярно, но Валентина не могла оставить театр даже на два-три дня.

Но однажды случилось то, что перевернуло её сознание. И 52-летняя актриса собралась навсегда уйти из театра. Во время спектакля «Приключения Чиполлино» в котором Сперантова играла главную роль, она услышала, как маленький мальчик, сидевший в первом ряду, тихо спросил у мамы: «А почему Чиполлино играет старая тётя?». И тогда она поняла, что «главного мальчишки СССР» уже больше нет.

Из мальчиков в старушки

Вскоре у Сперантовой состоялся тяжёлый разговор с директором театра, который предложил актрисе сменить амплуа.

И ей пришлось переквалифицироваться из мальчишек сразу в старушки. Другого выбора у актрисы на шестом десятке лет уже не было.

Это было непросто, так как ей надо было учиться играть взрослые роли. Поэтому её первые старушки (Коробочка в «Мёртвых душах», Кукушкина в «Доходном месте» и др.) получались не очень удачными.

Но постепенно, с годами, мастерство пришло.

За год до смерти гоняла на мотоцикле

Вместе со сменой амплуа неожиданно появился и приятный бонус. Она перестала быть незаменимой в театре и теперь могла позволить себе работу в кино. Её кинодебют состоялся в знаменитом детском фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер». Сперантова сыграла бабушку Симу, а её внучку играла 7-летняя будущая популярная актриса Наталья Селезнёва.

Так получилось, что у них у обеих в этом фильме состоялся успешный кинодебют. И в дальнейшем на многие годы за Валентиной Сперантовой закрепилось амплуа деятельной старушки. Как на театральной сцене, так и в кино.

«Спектакль «Снежная королева» шел на нашей сцене несколько десятилетий. Сначала я играла Кая, через несколько лет Герду, а потом сразу бабушку Герды. А вот Снежную королеву сыграть так и не пришлось…», — грустно шутила актриса

*

В фильмографии Валентины Сперантовой более полсотни киноролей. Примерно столько же она озвучила персонажей мультфильмов. Только в мультиках она продолжала оставаться озорным мальчишкой, так как голос актрисы за многие годы почти не изменился. Валентина Александровна много работала и на всесоюзном радио.

Но съёмки в кино и работа на студии звукозаписи были лишь приятными подработками. Своим главным предназначением она всегда считала только театр.

В 1970 году за успешную театральную деятельность актрисе было присвоено звание Народной артистки СССР. Её звали к себе лучшие театры страны. Но она не могла изменить родной сцене ЦДТ, на которой прошла её творческая жизнь.

В 1977 году в телевизионном фильме «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» 73-летняя актриса лихо управляла мотоциклом. Очередная старушка в исполнении Сперантовой получилась не по годам активной и деятельной, как и требовалось по сценарию.

Премьера телефильма состоялась в марте 1977 года. А в декабре актриса почувствовал резкую боль в груди. Её госпитализировали в кардиологический центр. После обследования выяснилось, что у Валентины Александровны серьёзные проблемы с сердцем. Её стали готовить к операции, но не успели. 7 января 1978 года актриса скончалась от острой сердечной недостаточности.

 

Оцените статью
Бернард Шоу потрепал советского паренька по щеке, а узнав правду, встал перед ним на колени
Элина Быстрицкая: «Компромисс — это удел слабых!»