«Распилили, переплавили и продали за границу»: судьба шлема Александра Македонского и скандал с памятником Доценту

13 декабря 1971 года на экраны вышла комедия «Джентльмены удачи». Многие до сих пор приписывают авторство легендарного фильма Георгию Данелии, хотя на самом деле режиссёром картины был Александр Серый.

С Данелией он сдружился ещё во времена учёбы на Высших режиссёрских курсах, однако вскоре их пути разошлись. На старте карьеры Александр Серый за драку угодил в тюрьму на четыре года, а когда вышел, то остался без работы.

Чтобы выручить друга, Георгий Данелия предложил ему совместный проект: он напишет сценарий и будет художественным руководителем фильма, а Серый станет режиссёром. Сценарий под названием «Рецидивист» Данелия придумал совместно с Викторией Токаревой, а затем получил разрешение на съёмки в Госкино.

Изначально планировалось снять фильм о шайке мошенников. По задумке авторов, Ролан Быков должен был играть фальшивомонетчика Миллиметра, Юрий Никулин — многожёнца, Андрей Миронов — угонщика Пижона, а Савелий Крамаров — карманника Косого. Однако от ролей почти все отказались.

Тогда сценарий переписали. На роль Трошкина-Доцента без проб утвердили Евгения Леонова. В образе воспитателя детского сада актёр чувствовал себя очень уверенно — у него дома подрастал любимый сын Андрюша, так что к детям Леонов знал подход. Маленькие актёры его просто обожали.

А вот над ролью рецидивиста Доцента пришлось потрудиться — Леонов усиленно учил тюремный жаргон и даже несколько раз посещал Бутырку, чтобы понаблюдать за заключёнными.

На роль Хмыря пробовались Рудольф Рудин, Виктор Сергачёв и Лев Дуров. Худсовет остановился на кандидатуре Георгия Вицина, но с припиской — «надо поработать над гримом». Савелий Крамаров очень хотел сниматься, однако его забраковал худсовет — к счастью, режиссёру удалось отстоять своего Косого.

Дольше всего искали Василия Алибабаевича — пробы проходили Владимир Этуш, Илья Рутберг, Баадур Цуладзе. Сначала был утверждён Фрунзик Мкртчян, но на съёмки приехать не смог. Тогда роль в срочном порядке доверили Раднэру Муратову, который должен был играть начальника тюрьмы.

Роль Алибабы стала главной в жизни актёра — с конца 80-х он перестал сниматься, увлекался скачками, а последние годы провёл в нищете, страдая от потери памяти.

Золотой шлем Александра Македонского действительно был утерян великим полководцем во время Индийского похода, но так и не нашёлся. Так что его внешний вид доподлинно неизвестен. Киношную версию смастерили из подручных материалов: приделали рога к пожарной каске и покрасили всю конструкцию в золотой цвет.

После съёмок артефакт повторил судьбу оригинала — потерялся. На протяжении нескольких лет шлем из фильма не могли найти на киностудии, пока кто-то не забрался на самые дальние антресоли с реквизитом. Оказалось, все эти годы киношная реликвия пылилась на полках. Сегодня шлем является ценным экспонатом и хранится в музее «Мосфильма».

*

Для своих создателей «Джентльмены удачи» стали по-настоящему семейной картиной. Худрук Георгий Данелия вместе с соавтором сценария Викторией Токаревой промелькнули в фильме в роли прохожих.

Сын кинематографиста Николай Данелия появился на экране в образе мальчика с собачкой, а дочка писательницы Наташа Токарева сыграла дочку бывшего уголовника. В комедии дебютировала и дочь режиссёра Оля Серая — она сыграла девочку на лыжах.

*

*

Наталья Токарева впоследствии стала сценаристом, работала над сериалом «Каменская», а затем переучилась на психоаналитика. Ольга Серая получила профессию архитектора — в 54 года она погибла от пожара в собственной квартире.

Ещё раньше ушёл Николай Данелия — наследник знаменитого кинематографиста был подающим надежды режиссёром, актёром, поэтом и художником, но его жизнь трагически оборвалась в 26 лет.

Режиссёр Александр Серый планировал вставить в фильм две песни — «Про слона» в исполнении Георгия Вицина и «Песню о Ялте» в исполнении Савелия Крамарова. Однако Георгий Данелия оказался категорически против и вырезал эти песни на монтаже.

Они сохранились только в записи, а в самом фильме осталось небольшое напоминание для самых внимательных — когда милиция арестовывает Хмыря, Косого и Доцента, в кадре виднеется часть гитары.

Для съёмок сцены в машине с цементом создали специальный раствор — это была подкрашенная зелёным цветом хлебная закваска с луковой эссенцией. Состав получился очень липкий и с отвратительным запахом — после него актёрам пришлось отмываться несколько часов. Так что знаменитая фраза: «Хороший цемент, не отмывается совсем!» — была чистой правдой.

Уголовный опыт Александра Серого на съёмках оказался как нельзя кстати. «Канай отсюда», «рога поотшибаю», «пасть порву», «моргалы выколю», «редиска» — режиссёр не скупился на тюремные фразы, которые потом стали крылатыми. Правда из-за обилия жаргонной лексики готовую картину поначалу не хотели выпускать в прокат.

Чтобы переубедить чиновников из Госкино, пришлось устроить спецпоказ для милицейского начальства — громче всех в зале смеялся начальник МВД Николай Щёлоков. А окончательную судьбу картины решил уже Леонид Брежнев — после просмотра генсек заявил, что звучащие в фильме ругательства знает любой мальчишка.

К 35-летию комедии на базарной площади в казахском Таразе — бывшем Джамбуле, был установлен памятник «Джентльменам удачи». Композицию составляли Доцент, Косой и Василий Алибабаевич, а Хмыря планировали добавить позже. Однако рынок закрыли и монумент на какое-то время оказался заброшен, пока его не перенесли ко входу в один из местных ресторанов.

А в Москве, недалеко от киностудии «Мосфильм», поставили памятник Евгению Леонову в образе Доцента. Скульпторы допустили небольшую оплошность — Доцента изваяли с залысиной, как у Трошкина, хотя в фильме у рецидивиста были волосы.

В 2015 году памятник оказался в центре уголовного дела — монумент украли, распилили и сдали в металлолом. Виновных быстро задержали — семерых преступников приговорили к 2,5 годам лишения свободы. А бронзового Доцента восстановили на прежнем месте уже через год.

Оцените статью
«Распилили, переплавили и продали за границу»: судьба шлема Александра Македонского и скандал с памятником Доценту
Где мы жить будем? — в гости пожаловали родственники мужа