В январе 1962 года на большой экран вышла фантастическая драма «Человек — амфибия». Это был первый в Советском Союзе художественный фильм с подводными съемками, который удалось снять при полном отсутствии специальной съемочной техники и водолазного снаряжения.
Более того, фильм стал лидером советского кинопроката 60-х годов. Сегодня мы узнаем, как проходили съемки этой картины и что осталось за кадром.
1. Сценарий этой картины более 10 лет пылился на киностудии «Ленфильм» совершенно никому не нужным. Ни один из режиссером не решался брать его в работу, по очень серьезной причине — технологическая постановка съемок была крайне сложной.
К слову сказать, от экранизации одноименного фантастического романа Александра Беляева, а это была именно она, отказались даже специалисты из Голливуда. Такая мысль возникла у них в конце 40-х годов прошлого века, но технические трудности заставили западных кинематографистов отложить кинопроект.
2. Однако, режиссер Владимир Чеботарев все же решился на сложною и масштабную работу по причине того, что он уже имел опыт съемок научно — популярных фильмов. Он объединился с режиссером Геннадием Казанским и мастера принялись за работу.
Чтобы выйти из непростой ситуации, Владимир Чеботарев придумал хитрость — съемку нужно разделить на маленькие эпизоды, в которых бы участники задерживали дыхание на незначительное время, не более двух минут. Во время перерыва актеры приходили в себя и дышали воздухом из аквалангов. Стоит отметить, что сценарий картины утверждали довольно долго.
Руководство студии «Ленфильм» с большим скептицизмом отнеслись к режиссерской авантюре, а американцы в свою очередь даже заявили, что если уж Диснеевская студия отказалась от проекта, то русским точно ничего не светит. К счастью, они оказались неправы.
3. Актер Владимир Коренев и спортсмен-подводник Анатолий Иванов очень сблизились во время съемок. Последний был дублером Коренева в картине и выполнял за актера все сложнейшие трюки. Анатолий Коренев являлся чемпионом Ленинграда по плаванью и знал свое дело на все сто процентов.
Человека, живущего под водой, должен был сыграть необычный актер, с «инопланетной» внешностью. Чтобы найти такого, авторам картины пришлось даже объявить всесоюзный конкурс.
На киностудию «Ленфильм» письма приходили просто мешками. Свое фото отправил и студент театрального ВУЗа Владимир Коренев. Таких лиц тогда не было в-принципе, ведь в свет выходили социальные картины, в которых актеры имели «рабоче-крестьянские» типажи, не в обиду будет написано. И тут появляется юноша внеземной красоты — Владимир Коренев, разумеется, роль фантастического юноши досталась именно ему.
4. Костюмы для главного героя и его дублера сшили из очень плотного капрона, на который сверху прикрепили несколько тысяч чешуек. Чешуя была изготовлена из специально выкрашенной кинопленки, кустарным методом.
5. Фильм изобилует множеством опасных трюков, например, в той сцене, где Ихтиандр попался в сети рыбаков. Именно при съемках этого момента страна чуть не потеряла Анатолия Иванова. Глубина была около 70 метров, рябь полностью исключала весь обзор, плюс ко всему, руки дублера были связаны.
Во время съемок Анатолия слегка не дотащили до поверхности, сантиметров 20. Анатолий находился под водой, со связанными руками, без акваланга, более трех минут. К счастью, съемочная группа вовремя заметила неладное. Владимир Коренев так же рисковал жизнью — однажды ему попался неисправный акваланг. К счастью, дублер это заметил и спас Владимира.
6. Благодаря съемкам «Человека-амфибии» о Владимире Кореневе узнает вся страна. Это был его крайне удачный дебют в кино. У дома Владимира Коренева постоянно дежурила огромная толпа фанаток. Актер несколько раз делал ремонт в собственном подъезде, ведь все стены были исписаны признаниями в любви краской и губной помадой, вплоть до шестого этажа, где находилась квартира актера.
После выхода «Человека-амфибии» актер сыграл почти в пятидесяти картинах, затем он занялся преподавательской деятельность. Анатолий Коренев так же преподавал плавание, в том числе и подводное. Кстати, во время съемок Анатолий плавал очень сложным стилем «дельфин», который доступен отнюдь не каждому.
7. Актриса Анастасия Вертинская, которая сыграла роль красавицы Гуттиэре, не очень любила вспоминать о съемках «Человека — амфибии». Актриса называла работу в картине «периодом бессознательного творчества», ведь на момент съемок Анастасии было всего 16 лет.
В отличие от студента Коренева, школьница Вертинская пришла на съемки с опытом работы в кино, до этого Настя уже сыграла Ассоль в романтическом фильме «Алые паруса». Юную, но уже довольно известную актрису повсюду сопровождала мама. Строгая Лидия Владимировна ограждала дочку от навязчивых фанатов. Настя повсюду носила с собой тетрадки и учебники, ведь она на тот момент училась в 10-м классе.
Юная Вертинская подходила к работе очень ответственно — она должна была надолго задерживать дыхание, танцевать и даже целоваться под водой. Насте посоветовали воспользоваться помощью дублерши, но она отказалась. Вертинская очень переживала, что внимательный зритель заметит подмену. Во время съемок сцены с акулой Анастасия Вертинская была травмирована.
Пловец Анатолий Иванов, который изображал морского хищника, немного не рассчитал собственные силы, он «хвостом» ударял, а Анастасия должна была отплыть. Однако, Анастасия этого сделать не успела. В итоге хвост попал по лицу юной актрисы. Случился грандиозный скандал, но к счастью, все прошло удачно.
8. Вместе с киногруппой работала целая команда аквалангистов. Среди спортсменов — подводников была и Галина Шурепова, единственная в Советском Союзе женщина — водолаз. У Галины была очень непростая судьба, в 1941 году она попала в немецкий приют, но чудом вернулась к своим родителям, которые впоследствии очень гордились ей.
Шурепова первой из женщин страны стала мастером спорта по подводному плаванию. Благодаря Галине удалось провести сложнейшие к тому времени съемки подводных сцен. Именно она научила оператора картины, Эдуарда Розовского премудростям подводных съемок.
В мире кино Розовского без преувеличения считали гением, ведь до Эдуарда никто не снимал кино под водой, не было даже специальной техники. Вместе с коллегами Эдуард Александрович изобрел непромокаемые боксы для камеры, подводные штативы и специальную оптику.
Пришлось, правда, обратиться в Министерство обороны и военные выручили кинематографистов. Так на съемках картины появились фары от боевых самолетов.
9. Розовский вместе с художниками картины на время превратил столицу Азербайджана, Баку, в солнечный Буэнос Айрес. Сцену погони, например, снимали в самом центре Баку. Жители города с изумлением наблюдали процесс съемок, не понимая, что происходит.
Красивого мальчика, который очень долго бегает, очень жалели местные женщины. На улицах города выросли бутафорские новые здания, рекламные вывески и плакаты. Весь город был снят на фотокамеру, затем на фото нанесли нужные детали и они уже вышло в кадр.
10. Хочется также упомянуть «особый взгляд» Ихтиандра и Гуттиэре. Розовский установил слева и справа специальные лампы с фильтрами, которые наполняли взгляды главных героев особым светом — зеленоватым и синим. Это по задумке символизировало две стихии — земли и воды. Свет ламп просвечивал глазное дно и многократно усиливал цвет глаз актеров.
11. Михаил Козаков, который исполнил роль Дона Педро, попал на съемочную площадку уже будучи известным актером. Но на главную роль он не подошел по типажу. Зато режиссер сразу же увидел в нем злодея Дона Педро. Злодей, в блистательном исполнении Козакова, очень запомнился зрителям.
Правда, спустя десятилетия, люди стали путать персонажи и сцены, в которых они участвовали. Козаков часто вспоминал, как его просили поделиться воспоминаниями о том, как он сидел в бочке.
На что актер отшучивался, что он не Ихтиандр, а его противник. В Средней Азии, на гастролях, актера часто именовали «рыбой», но Михаил не обижался. Эту роль сложно назвать самой выдающейся в карьере Козакова, все, что он сделал для театра и кино, просто невозможно перечислить.
Козакова очень часто называли «человеком без потолка», рядом с ним даже хорошо образованные люди чувствовали себя невеждами. Если Михаил работал, то до изнеможения, на всю катушку.
12. В 60-х годах хит композитора Андрея Петрова «Эй, моряк», звучал, что говорится, из каждого утюга. Зрители были просто влюблены не только в песню, но и в роскошную красотку, сыгравшую в картине роль певицы. Правда, пела актриса Нина Большакова не своим голосом.
За кадром актрису озвучила профессиональная джазовая исполнительница Нонна Суханова. Юная Нина Большакова, так же, как другие и талантливые девушки, пришла к Владимиру Чеботареву на пробы к фильму.
Первоначально актриса очень хотела сыграть главную роль, но, как известно, этот образ достался другой актрисе. В то время Нина трудилась в Ленинградском доме моделей, она демонстрировала советскую моду на подиумах Болгарии, Германии и Японии.
Пластичную девушку с яркой внешностью режиссер не раздумывая, пригласил на роль буржуазной певицы. Хотя в стране победившего социализма даже музыка джаз была вольностью, и режиссер очень рисковал, когда вставил в свой фильм этот музыкальный номер. В результате, после монтажа роль Нины Большаковой была сокращена.
13. Большая часть сцен с участием юного актера Михаила Ромалио тоже исчезла из картины. Фильм получился очень длинным и авторам пришлось его сокращать. В фильме «Человек — амфибия» семилетний Миша снимался вместе с родным братом, Тито.
Темнокожих мальчишек помощники режиссера искали по всей стране и наконец, нашли в Ленинграде, в семье известного эстрадного бразильского артиста. Нетипичную внешность мальчиков очень ценили режиссеры и часто приглашали сниматься в эпизодах. После окончания школы оба музыканта выбрали творческие специальности, Михаил стал музыкантом, а Тито — хореографом.
14. Фильм «Человек — амфибия» показали в ста странах мира, но только десятилетия спустя мэтры подводного документального кино увидели этот фильм, на международном фестивале в России. Присутствовал даже Жан-Мишель Кусто, сын легендарного Жака — Ива Кусто. Тот очень высоко оценил работу советских кинематографистов.
15. После премьеры фильма советская молодежь повально увлеклась подводным плаванием, а советские инженеры — конструкторы начали совершенствовать водолазное снаряжение. Картина удивила и потрясла зрителей, старание ее создателей были далеко не напрасны.
3 января 1962 года после премьерного показа, «Человек — амфибия» вышел в широкий прокат и стал лидером просмотров года. На сеансах побывало более 65 миллионов зрителей.