Два самых светлых советских фильма, которые стоит сейчас пересмотреть

В этих двух фильмах столько любви, солнца, добра и надежды, что и не верится, что так бывает в жизни. Но это уже понимаешь с годами… Когда всё это уходит.

Вспомним сегодня о двух фильмах Эльёра Ишмухамедова «Нежность» и «Влюбленные».

Как позже рассказывал сам режиссер, эти картины он, вместе со сценаристом Одельшей Агишевым, снимали о себе и своих друзьях.

Самому Ишмухамедову в год съемок было 25 лет, Агишеву — почти 30. Оба выпускники ВГИКа, ташкентцы, друзья. Идея снять какое-то светлое кино родилась случайно. В ту пору Эльёр был увлечен Феллини, он обожал его стилистику, ходил с маленьким таким магнитофоном и слушал музыку Нино Рота из фильма «Восемь с половиной».

Как-то раз Эльер рассказал другу, что поражен рассказом Анри Барбюса «Нежность», а потом в разговоре вспомнил, как он с отцом, путешествуя на старом автомобиле «Победа», возили арбузы в багажнике.

Из интервью Эльёра Ишмухамедова:

— Это было у меня в жизни. Однажды мы с отцом, я тогда был студентом института кинематографии, поехали в горы. И решили сделать привал в дубовой роще — приготовить плов, пообедать и к вечеру тронуться в путь.

А багажник нашей «Победы» был забит арбузами — штук 20 купили, и мы решили бросить их в заводь горной речушки, чтобы остыли, пока мы обедаем. И вдруг — грянул гром, и пошел слепой дождь. Обозначилась радуга, вода поднялась, и арбузы поплыли.

Я бросился за ними вслед, стал их хватать, бросать на берег… Отец бежал по берегу и кричал: «Сынок, разобьешься, выплывай, это опасно!..» Но меня охватил восторг — гром, слепой дождь, солнце, радуга, арбузы, которые бились о камни, все это было выше моих сил!.. Я кричал, глотал мякоть разбившихся арбузов, потом еле выплыл, чуть не свалившись в пропасть.

Спасти удалось два жалких арбуза, но ощущение от всего этого у меня осталось на всю жизнь. И когда мы с Агишевым работали над сценарием, я предложил эту сцену.

Агишев выслушал меня и сказал, что это разрозненные фрагменты, что надо придумывать историю, писать сценарий. Стали работать вместе. Я приходил к нему с магнитофоном на окраину Ташкента, где он жил в частном домике, мы слушали музыку, вспоминали юность, что-то сочиняли, писали — главным образом это делал Адик. Так возник сценарий фильма «Нежность».

А потом из «Нежности» естественным образом родились «Влюбленные», для которых пригодилась и сцена с арбузами. Для меня это две части одного целого, своего рода автобиографическая дилогия, рассказавшая о переходе из нежной юности, молодости в человеческую и социальную зрелость.

Большая часть съёмок «Нежности» проходила в Ташкенте в 1966 году. В год страшного землетрясения.

В то лето многие ташкентцы ночевали, да что ночевали — жили прямо на улице: вдоль улиц стояли кровати, раскладушки, столы, лавки, в огромных казанах готовили еду на всех. Вся страна тогда пришла на помощь Ташкенту, все вместе отстраивали город заново.

Молодые кинематографисты старались снимать свою «Нежность» на неразрушенных улицах, но это давалось нелегко. В городе был комендантский час, где искать массовку опять же? Поэтому и получилось в фильме много импровизации, документальных съемок, иногда что- то снимали и скрытой камерой.

Сначала они вообще думали снять всего две первые новеллы, но материала набралось много и решили снимать уже и третью, делать фильм полнометражным. Что реально тогда творилось в Ташкенте, они не снимали. Ведь их фильм не о боли и бедах — он о счастье, молодости и любви.

В одной из главных ролей снялась Мария Стерникова. Роль Лены она сыграла в 22 года.

Охотно согласился сыграть Тимура и Родион Нахапетов. Он очень любил Ташкент, его восточные базары, гостеприимный народ и просто фантастический плов. Как можно лишать себя такой радости?

С Эльёром Ишмухамедовым они еще во ВГИКе были приятелями, оба обожали итальянский кинематограф и даже в шутку называли друг друга Эльёрини и Радиони.

Родион Нахапетов хоть и на пару лет младше режиссера, но ему он казался более взрослым, каким-то серьезным и важным. Поэтому Ишмухамедов и придумал Тимуру такую настоящую мужскую профессию — пожарный на буровых.

Премьера фильма «Нежность» была в конце 1967 года. Эта лирическая киноповесть состоит из трех новелл — «Санджар», «Лена», «Мамура». Все они связаны общими героями.

Небольшую роль в ней сыграл и 16-летний Рустам Сагдуллаев, который потом, как и Родион Нахапетов, стал народным артистом.

С теплотой вспоминал съемки в той картине и Шухрат Иргашев.

Это была его первая работа в кино, он только женился, у него был недавно медовый месяц. Актер уточнил в одном из своих интервью, что снимали «Нежность» не только в Ташкенте, но и под Ферганой, а какие-то эпизоды даже в Киргизии.

Шухрат Иргашев снимется и во втором фильме Эльера Ишмухамедова «Влюбленные», премьера которого была в самом начале января 1970 года.

В этой картине играют Родион Нахапетов, Анастасия Вертинская, Рустем Сагдуллаев, Сергей Гурзо( младший). В картине также снялись и многие популярные в то время узбекские актеры.

Кстати, грека Тасоса в фильме сыграл Карен Хачатурян, сын известного композитора Арама Хачатуряна.

Этот замечательный фильм зрители с удовольствием пересматривают и сейчас, хотя прошло уже столько лет! В нем есть все: тонко сыгранная история, ощущение молодости, весны и веры в то, что все будет хорошо. В нем очень много солнца, улыбок. И вольно или невольно все это передается зрителю.

Действие картины разворачивается в солнечном Ташкенте. На дворе — шестидесятые годы. Время строек, «оттепели» и настоящей, а не плакатной дружбы народов. Да, на первой странице советского паспорта у тех, кто жил в то время, была графа «национальность».

Но кому эта графа мешала дружить или любить? В том же Ташкенте тогда так дружно жили русские и узбеки, корейцы и греки, татары и армяне, евреи, украинцы, белорусы.

Эльёр Ишмухамедов:

«Мы искали черты, сами являясь такими (я — татарин по крови), человека по национальности ташкентец. Тасос — грек, Родин — отец узбек, мама украинка, Рустам как бы с татарской примесью, Санджар — чистый узбек. Вот эта замесь.

Это был некий как бы конгломерат, прокаленный советской действительностью, когда со времен войны поровну разделялись трудности и преодолевались с помощью необыкновенного гостеприимства узбекского народа, которое у них в крови. Вот это в Ташкенте всё было».

А помните, как в фильме герой Нахапетова бросается в горную речку и долго плывет по ней вместе с арбузами?

Эта сцена с арбузами сейчас считается одной из лучших в кинематографе. Играть ее Нахапетову помогал дублер, так как горные речушки весьма коварны.

Судя по воспоминаниям Шухрата Иргашева, дело было так:

«В горах съемочная группа отыскала красивый водопад, и вместо Нахапетова в него нырял не Нахапетов, а бросали куклу. (По другим источникам, был дублер-авт.) А вот вылавливали Нахапетова сетью уже из речки Чирчик. Речка эта мелкая и быстрая.

Какие-то эпизоды снимали в Хиве. Я, помню, специально туда прилетал, чтоб сделать одну только фотографию: ту, что Нахапетов случайно видит на витрине у фотографа. Обратно летел с Настасьей Вертинской. Она как раз в это время разводилась с Никитой Михалковым.

Только в самолёте и удалось с ней пообщаться. В ходе съёмок-то мы практически не пересекались… А по жизни я только слушал пластинки ее отца Александра Вертинского».

Оказывается, сценарий фильма «Влюбленные» режиссер и сценарист писали в Москве, в квартире Родиона Нахапетова. Да, к тому времени у него была уже своя отдельная двухкомнатная (!) квартира в центре столицы.

В то время Нахапетов много снимался, был в экспедициях и отдал ключи от квартиры друзьям, чтобы те спокойно работали. А получил ее Нахапетов благодаря Ленину. Отойдем немного от главной темы, история интересная…

Еще до «Нежности» он сыграл в двух картинах режиссера Марка Донского Владимира Ильича. Когда Донской узнал, что у актера, который в его фильмах играет главную роль, нет своего жилья, он с загримированным под Ленина Нахапетовым прямиком направился в райком партии.

Первый секретарь райкома партии, увидев, кто к нему вошел в кабинет, чуть ли не дар речи потерял. А Нахапетов, сдерживая смех, мягко так сказал ему: «Садитесь, батенька!».

Донской объяснил партийному чиновнику, что это безобразие! У самого Владимира Ильича в стране, почти уже победившего социализма, нет своего жилья! И партийное чудо случилось, вскоре Нахапетову был выдан ордер на квартиру…

Но вернемся к фильму. У режиссера часто спрашивали, а почему почти все его герои всегда в одеждах белого цвета? На что он отвечал, что, во-первых, узбекская жара — еще то испытание, а в белом просто не так жарко, да и сам белый цвет — это цвет чистоты, надежды, фаты невесты.

Добавлю — цвет чистой бумаги, на которой еще столько всего разного будет написано.

Кстати, о жаре. Далеко не все члены съемочной команды из столицы переносили ее хорошо. Во время съемок в Хиве, в тени которой тогда было под 50 градусов, Анастасии Вертинской часто становилось плохо.

Зачастую Вертинская просто выходила из кадра почти в полуобморочном состоянии, ей набрасывали на лицо холодную мокрую марлю, и это помогало ей продолжить съемки.

Почему и столько лет спустя зрители любят «Нежность» и «Влюбленные»? Отвечу банально — просто очень хорошее кино. Все в нем сложилось. И актеры, и стиль, и цвет, и тональность, передан дух тех лет, то время.. А еще потому, что нам всем сейчас не хватает добра, мира, света, доброты и надежды.

А когда смотришь эти фильмы, то будто через экран на тебя всё это обрушивается, даже зажмуриться хочется. Так много в этих картинах солнечного света, чистой воды, голубого неба.

Да, в 2004 году вышло продолжение этих киноисторий. Те же сценарист и режиссер сняли фильм «Влюбленные-2».

В картине играют Рустам Сагдуллаев, Родион Нахапетов, Тамара Акулова, на этот раз уже Марианна Вертинская, Ольга Кабо, Шухрат Эргашев. События фильма разворачиваются в 1985 году, в котором главные герои уже не в белых одеждах, и судьба жестоко испытывает их на прочность...

Оцените статью
Два самых светлых советских фильма, которые стоит сейчас пересмотреть
Какие сцены были вырезаны из первого провокационного фильма в СССР