«И это всё о нём» — кем на самом деле был Александр Матвеевич Прохоров

Попросили меня тут написать что-нибудь о шестисерийном советском фильме «И это всё о нём» 1977 года. Раньше я эту картину не смотрела, пришлось навёрстывать упущенное. Ну что сказать… Эталонный образчик советского жанра «соцреализм», в котором события разворачиваются вокруг борьбы: за удои, за урожай, за первое место в соцсоревновании…

Здесь, правда, авторы соригинальничали и приплели детективную линию — при загадочных обстоятельствах погибает комсомолец спортсмен, активист Евгений Столетов. В деревню приезжает инспектор уголовного розыска Александр Матвеевич Прохоров (Евгений Леонов) и начинает расследовать дело.

Фильм невероятно скучный и тягомотный. Интересен он только тем, что в нём, как в культурном срезе на археологических раскопках, представлены все слои советского общества: интеллигенция, уголовники, рабочие, «новые советские», представители силовых структур.

Еще интересно в нём то, что события разворачиваются из-за махинаций на работе — это к теме прекраснодушных советских граждан, которые боялись законы нарушать. Нарушали, кто как мог и умел. В данном случае намеренно занижали нормы выработки по валу леса, чтобы получать большие премии.

При просмотре уши в трубочку сворачиваются от этого «не по-комсомольски», «нарушаются принципы демократии» и прочего политического-агитационного лексикона. Этакое прилизанное и причёсанное действо, прикидывающееся поднимающим серьезные проблемы советского общества.

Персонажи простые, как три копейки, с примитивной мотивацией, достаточно на лица взглянуть, чтобы понять, кто есть кто в этой истории.

Однако есть момент, который большинство упускает из вида. Это второе дно у этого фильма. Начну издалека. В «И это всё о нём» как у Островского — фамилии говорящие. Евгений Столетов — Столетов это что-то о вечности, к тому же имя Евгений переводится как благородный. Он такой и есть — непримиримый идеалист, стремящийся всё сделать «по-комсомольски».

Его соперник Пётр Гасилов — Гасилов весьма характерная фамилия, навевает бессмертное «уходя, гасите свет». Так он ещё и Пётр — камень. Уголовник Аркадий Заварзин — слово «заварзить» относится к уральскому говору и означает «замараться, испачкаться», а Аркадий — буквально житель Аркадии. Вот и пришёл этот замаравшийся человек из другой страны… Не столь отдалённой.

К этой теме мы ещё вернёмся. А сейчас немного о фильме.

Если говорить о персонажах, то они за исключением двух (Столетова и Прохорова) показаны довольно приземленными, живущими исключительно насущными заботами — заработать, замуж выйти, план выполнить, чаю попить, погреться. Единственное светлое в фильме это воспоминания Людмилы Гасиловой о её прогулке со Столетовым — когда они бегут по полю с вязанкой из воздушных шариков.

Кадры, действительно, красивые и выбиваются из общей стилистики фильма. Это — мечта. Это то, чего никогда не будет. И в общем-то, конфликт фильма строится на противостоянии этого подчеркнуто-правильного, чересчур идеального и от того неотмирного Евгения с остальным таким неправильным, но реальным миром. Столетов был обречен.

Такие идеалисты не выживают среди грубой материи, реальность их убивает. Смерть Столетова была выгодна всем — Евгений был той самой щукой, которая не даёт карасям спать. Он баламутил коллектив, добиваясь справедливости и правды.

Но беда в том, что не очень-то эта правда со справедливостью были нужны, и циник Пётр Гасилов, выступающий тут в роли дьявола-искусителя, бесконечно прав: нет на земле человека, который смог бы отказаться от благ. Да, не по-комсомольски.

Зато кошелек приятной тяжестью оттягивает карман. Кому от этого плохо-то? Работа делается, вальщики не устают, зарплата капает. Лучше же работать меньше и получать больше, так ведь? А Евгений выступал в роли пророка-обличителя, которого «нет в своём отечестве».

Во всем этом фильме может показаться непонятной роль инспектора. Прохоров, собственно, никакой сюжетной нагрузки не несёт. Он по большому счету ничего и не расследует. Он просто ходит от одного участника событий к другому и позволяем им изложить свою точку зрения даже не на происходящее — на жизнь.

Его спойконо можно было убрать из сюжета и рассказать историю привычным способом — через последовательное линейное действие. И вот сейчас настало время вернуться к теме говорящих имён. Зовут инспектора Александр Матвеевич. Александр — защитник людей, Матвей — дарованный Богом. Выходит, инспектор — дарованный Богом защитник людей.

А фамилия у него Прохоров. Имя Прохор буквально переводится как «стоящий перед хором». Какая у вас первая ассоциация? Ангельский хор, конечно же. Инспектор — ангел справедливости, который должен эту справедливость восстановить.

Оцените статью
«И это всё о нём» — кем на самом деле был Александр Матвеевич Прохоров
Упреки мужа