Название фильма «Мужики» 1981 года от режиссёра Искры Бабич прекрасно описывает главную тематику самой картины: главный герой Павел Зубов (Александр Михайлов) – отличный пример благородного мужчины.
Несмотря на свои многочисленные сомнения, Зубов решился взять под опеку троих детей. Причём, важно отметить, в этой троице единственным его родным ребёнком была только дочь Полина, а Стёпка и Павлик, по сути, для него вообще «чужие», что совсем не остановило Павла.
На первый взгляд может показаться, что в этой истории и нет как таковых «отрицательных» персонажей, ибо зачем они нужны? Это весьма трогательная история о мужественном поступке сильного человека, вознаграждённого всеми радостями родительского счастья.
И хотя сам Зубов в итоге оказался отличным отцом – его же собственные родители являются полной противоположностью этого понятия.
Непреднамеренный обман – это всё ещё обман
Вкратце напомню вам завязку сюжета. Павел Зубов ещё много лет назад поехал в заполярный городок Никель на заработки, планируя в скором времени вернуться на малую родину к своей Настеньке.
Но, внезапно, матушка Зубова написала ему письмо, где сказала о том, что невеста ждёт первенца от другого мужчины. Очевидно, после таких новостей Павел не захотел возвращаться домой и продолжил жить на Севере.
Попрошу вас поставить себя на место Зубова: вы всем сердцем любите свою жену, ну или мужа, потом узнаете о подобном инциденте и долгие годы живёте с терзающими мыслями о том, что вас, фактически, бросили, пока вы в поте лица трудились на благо семьи.
Думаете, хуже уже быть не может? Как оказалось, может, ведь на самом деле Полина была именно дочерью Павла – это его мама что-то там поняла не так.
Очевидно, матушка Павла не хотела намеренно разрушить личное счастье своего сына. Она, напротив, пыталась уберечь его от всего плохого, но благими намерениями устелена дорога…сами знаете куда.
Так более того, Полина Захаровна не удосужилась за все эти годы признать свою ошибку и написать сыну письмо с опровержением. Только когда Насти не стало, родители заманили Павла домой (к слову, они это сделали обманом, соврав о том, что у отца серьёзные проблемы со здоровьем) и лишь тогда признали свою фатальную ошибку.
Мать, безусловно, искреннее раскаивалась по этому поводу, но, быть может, не стоило писать то самое письмо, способное разрушить жизнь молодожёнов, при том, что она толком не разобралась в ситуации?
Где были бабушка с дедушкой, когда Зубов воспитывал их внуков?
Пожалуй, ещё один относительно сложный момент заключается в том, что родителям Павла будто и дела не было до судьбы их родной внучки. Можно сказать, мол, это Настины проблемы, т.к. по доброте душевной, сверху к своим двоим, она взяла ещё мальчишку из роддома. Родители Паши уже ведь совсем немолоды и просто не смогли бы потянуть на себе троих малышей.
Частично, я могу с вами согласиться, вот только почему ни Матвей Егорович, ни Полина Захаровна совсем не проявили инициативы в помощи с воспитанием детей Павла? Опять-таки, кажется, будто им абсолютно всё равно.
Они спокойно отпустили Зубова в Никель с тремя детьми и глазом не моргнув. Справедливости ради, родители не знали о том, что новая жена Павла Тамара ушла от него после новостей о дочери (об этом сам Зубов узнал только по приезде на Север), и всё же неужели этим людям насколько безразлична судьба их собственных внуков? Видимо, да.
Итоги
Резюмируя, ситуацию с письмом нельзя просто забыть и простить. Полина Захаровна, в честь которой Настя, наверняка, назвала их с Павлом дочь, поступила неописуемо плохо. Матвей Егорович отметился только полным бездействием, а значит, ответственности на нём отнюдь не меньше.
И ведь самое печальное, что уже после того, как правда вскрылась, они будто и не пытались предложить свою хоть какую-то помощь, а просто взвалил всё на Павла, попрекая тем, что он, видите ли, не имеет права бросить родную дочь. А было ли у родителей Зубова право разрушить семью своего сына? Я так не думаю.