Сцена в ресторане Астория — пожалуй, самая динамичная и захватывающая в «Место встречи изменить нельзя». Наконец-то оперативная группа под руководством Глеба Жеглова сумела захватить прежде неуловимого Фокса! Правда, не обошлось без жертв. Это и сбитая регулировщица (наверняка) и официантка Марианна (вероятно) и водитель Студебеккера Есин.
Конечно же, преступника не так жалко, как девушек. Но давайте объективно: Есин мог дать милиционерам чуточку больше информации. Сумел же Володя Шарапов обманом заставить Фокса написать письмо для Ани? Вполне возможно, что и к Есину нашелся бы какой-нибудь хитрый «подходец».
Лично я с большим уважением отношусь к Глебу Георгиевичу Жеглову, а особенно к его непримиримой борьбе с преступниками. Но мы должны быть объективными: в ходе подготовке операции в ресторане Жеглов совершил несколько серьезных ошибок.
Во-первых, сначала сообщил Шарапову, что его, Жеглова, среди уголовников «каждая собака знает», но при этом всё-таки пошел в ресторан. Возможно, нужно было спрятаться где-то в укрытии. В целом, в Астории был явный перебор сильных, здоровых, серьезных мужчин.
Во-вторых, Жеглов не позаботился о том, чтобы милицейские столы были полными, ломились от изобилия. Уж ради такого дела следовало постараться как-то выбить у начальства необходимый бюджет.
В-третьих, Глеб посадил Володю Шарапова на самое видное место у бара.
В-четвертых, Жеглов не предупредил, чтобы Володя, увидев Фокса, сразу же его нейтрализовал или уж по крайней мере постарался отобрать оружие.
В-пятых, Глеб не позаботился поставить «заградительный отряд» у окна.
В-шестых, не предусмотрел, что Фокс может приехать на автомобиле. А ведь на складе Жеглов уже столкнулся с подобной неожиданностью, но почему-то снова ее не просчитал.
В-седьмых, Глеб Жеглов не догадался привести в ресторан Петю Соловьева, который точно знал Фокса в лицо.
Что?!
Переходим к главному вопросу нашей сегодняшней беседы. Неужели Жеглов, опытный сыщик, мог допустить такую грубую оплошность?
Я считаю, что нет. На мой взгляд, у Глеба Георгиевича могло быть как минимум две причины, по которым Пети Соловьева в Астории не оказалось.
Первая причина.
В романе «Эра милосердия» начальник отдела Лев Алексеевич Свирский сообщает Соловьеву, что тот пойдет под суд. Однако, в фильме ничего подобного нет. Соловьев просто отдает Жеглову удостоверение и уходит. А вдруг Петя с горя уехал к золовке в Коканд? Вызволить его оттуда непростая задача, да и с чего бы Соловьеву приезжать? Жеглову он больше не подчиняется.
Вторая причина.
Глеб Жеглов побоялся, что Соловьев себя выдаст, а Фокс его узнает. Всё-таки Шарапов — человек намного более выдержанный, разведчик, 42 раза ходивший за линию фронта. И хотя он видел Фокса лишь предположительно, но как свидетель и участник операции значительно надежнее.
И вот здесь мы переходим к самой интересной части нашей истории. Конечно же все вы в курсе, что в романе Вайнеров Жеглов-таки привел Петю в ресторан?
Почему же Станислав Говорухин не стал снимать эту сцену?
За год до съемок Всеволод Абдулов попал в автомобильную аварию и 20 дней пролежал в коме. Владимир Высоцкий предложил своему другу Севе роль Соловьева, чтобы его поддержать. На съемках Абдулов постоянно забывал слова, и иногда не понимал, почему Володю нужно называть Глебом. Тем не менее, талантливый актер прекрасно вжился в роль и сыграл просто великолепно.
Это факт. А теперь переходим к предположениям.
Один из моих читателей написал, что смотрел интервью со Станиславом Говорухиным. Режиссер рассказал, что Всеволод Абдулов тогда находился в плохом состоянии, а сцена в ресторане — очень трудная, в которой было задействовано множество народу.
От Ларисы Гузеевой и Сергея Мазаева до Натальи Серуш и Натальи Дарьяловой. Всеволод Абдулов просто бы не потянул эту сцену. Поэтому, снимать решили без него. Именно для этого позже пришлось доснимать сценку, как Шарапов увидел Фокса на складе.
Говорю честно — я этого интервью не видел. Но на мой взгляд, версия чрезвычайно правдоподобная. В том числе и потому, что сцену на складе явно снимали в разное время года. Взгляните, на этом скриншоте деревья полностью голые.
А уже в следующем кадре на улице бушует зелень.