12 мая 1980 года состоялась премьера двухсерийного приключенческого фильма «Экипаж».
Фильм «Экипаж» стал десятым у режиссёра Александра Митты. Александр Наумович несколько лет вынашивал идею снять зрелищный фильм-катастрофу по примеру американских блокбастеров. Такая идея у него появилась после голливудской экранизации бестселлера Артура Хейли «Аэропорт» в 1970 году.
Режиссёру понадобилось более пяти лет, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, и в 1976 году у него приняли заявку на фильм об авиакатастрофе.
Но в разгар работы над сценарием проект чуть не закрыли. Причиной стало министерство гражданской авиации. Министр узнал, что готовятся съёмки об авиакатастрофе советского самолета на территории СССР, и потребовал прекратить производство фильма. Как порочащего престиж советской гражданской авиации. Но позже создателям картины удалось всё уладить.
В 1979 году на экраны страны вышла картина, которая открыла публике неизвестный до этого жанр советского кино — фильм-катастрофа. Благодаря сплетению любовных историй и семейных страстей, разыгрывающихся на фоне ужасного природного бедствия, картина произвела фурор и нашла поклонников среди всех слоёв и поколений зрителей.
Сценаристы придумали очень закрученный сюжет. Сначала житейские истории вроде бы обычных людей – членов экипажа гражданского авиалайнера.
А потом тяжелые испытания, через которые им всем пришлось пройти: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, ремонт авиалайнера во время полета, отрывающийся при приземлении хвост самолета… и, как положено по голливудским канонам, обязательный «хэппи-энд».
Работа над сценарием фильма была в самом разгаре, а по министерству авиации уже пополз слух: «Мосфильм» затевает картину про аварию нашего самолета. Но как же так?! Самолеты фирмы Туполев самые надежные в мире, а «Аэрофлот» самая лучшая и безопасная авиакомпания. Было понятно, что такой фильм они снять не дадут.
Надо было что-то придумать. И авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид нашли решение: катастрофа происходит в не в СССР, а Африке, в вымышленном городе (чтобы заодно не обидеть и африканцев).
Ну а самолет Туполева, как и весь советский экипаж, с честью проходят непростые испытания. Ознакомившись с таким сценарием, «Аэрофлот» не только не был против, но и решил продвигать этот кинопроект.
Денег на съёмки фильма создатели картины попросила немного — всего полтора миллиона рублей. Это скромный бюджет для подобных 2-серийных фильмов, где много натурных съёмок. Для сравнения: на четыре серии киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука первоначально было выделено около 9 миллионов рублей, но в итоге было потрачено более 20 миллионов.
Ну а режиссёру «Экипажа» обрезали даже этот небольшой бюджет и согласовали лишь 1 млн 250 тысяч рублей. Поэтому частичным спонсором съёмок выступил ещё и «Аэрофлот».
Заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов сам стал консультантом картины. С его помощью удалось удешевить производство: были обеспечены бесплатные съёмки в аэропортах и участие необходимых работников авиаслужб, оборудования и т.д.
Так сложилось, что режиссёр планировал на главные роли не тех актёров, которые в итоге сыграли в фильме. Например, Митта хотел, чтобы роль командира экипажа Тимченко исполнил Алексей Петренко. Однако тот отказался, так как ему не понравился сценарий.
Точнее, ему вообще не понравился такой фильм: «мне будет трудно играть в этом железе. Вот в избе деревянной — да, а тут — нет, извини, пожалуйста». И тогда режиссер пригласил Георгия Жженова. Это решение оказалось удачным.
Роль бортинженера Игоря Скворцова должен был исполнить Олег Даль. Но он заболел. Нервное истощение, злоупотребление алкоголя и т.д. Актёра даже временно поместили в стационар. Тогда режиссёр вместо него пригласил Леонида Филатова.
На роль бортпроводницы Тамары без проб пригласили Елену Проклову. Митта помнил её небольшую роль в «Мимино» и хотел в своём фильме увидеть точно такую же хорошенькую стюардессу.
Но и Елена отказалась, узнав, что планируется хоть и небольшая, но достаточно «откровенная» сцена. Митта долго её уговаривал, он уже был согласен отказаться от этой сцены, но Проклова уже дала согласие на две главные роли в других картинах («Капитанская дочка» и «Верой и правдой») и отказалась окончательно. К тому же в то время она была ещё и плотно занята в театре.
Александру Яковлеву Митта нашёл совершенно случайно в коридоре «Мосфильма». Наткнулся на незнакомую плачущую актрису, когда ей отказали в очередной роли. Тут же взял за руку и повёл в свой павильон.
Провели фотопробы, и они всем понравились. На следующий день провели кинопробы в сцене с Филатовым, и ни у кого не осталось сомнений, что Яковлева подходит.
Правда, позже с ней намучались, так как она оказалась не очень дисциплинированной актрисой. К тому же худсовет вырезал из фильма ту самую откровенную сцену, из-за которой отказалась сниматься Проклова, а Яковлева сыграла её без тени смущения. В итоге, при всех проблемах, которые она принесла в работу, фильм Яковлева всё же собой украсила.
На роль второго пилота Ненарокова уже был утверждён Николай Караченцов. Больше того, когда работали над сценарием, то роль уже писали специально для него. Николаю и роль, и фильм тоже нравились. Но выяснилось, что его театр Ленком летом уезжает на длительные гастроли.
А основные съёмки как раз планировались в летние месяцы. Главреж театра Захаров был категорически против отпускать Караченцова, и тому пришлось отказаться от съёмок.
Быстро провели пробы, и лучшим среди других претендентов оказался актёр Театра Советской армии Анатолий Васильев.
Сложнее всего было сделать самые эффектные кадры, сначала пожаров, потом ремонт летящего самолета, а в конце одна из кульминационных сцен — отрыв хвоста самолёта при посадке.
Митта понимал, что если всё это снимать с игрушечными макетами, то можно испортить весь фильм. Он знал, что без комбинированных съёмок всё равно не обойтись, но хотел, чтобы их было как можно меньше.
Большинство сцен с пожарами снимали в кинопавильоне. Например, Митта узнал, что на Омском нефтеперерабатывающем заводе для заводоуправления сделали новый настольный макет предприятия, а старый оказался не у дел. Его привезли на киностудию и сняли сцену «грандиозного пожара на нефтебазе», хотя истинная площадь пожара были примерно 3 на 4 метра.
Несколько раз на съёмках использовали небольшой макет (около метра в длину) самолёта Ту-154, который предоставил «Аэрофлот». Но самым главным подарком от авиакомпании стали два настоящих Ту-154. Один был списан после пожара в Новосибирске во время неудачного ремонта. Сгорел почти весь корпус с салоном, но зато полностью сохранился хвост.
Этот хвост отделили от сгоревшего фюзеляжа и привезли на киностудию. С помощью его сняли самые захватывающие эпизоды фильма: сначала ремонт обшивки на летящем самолёте, а позже эффектный «отрыв» этого хвоста при посадке.
Его на тележке с буксиром сначала разогнали за машиной с камерой, а потом на скорости «уронили». Причем сделали на всякий случай два дубля, и оба получились отлично.
Второй самолет для съёмок был незадолго до этого списан по причине того, что в нём во время одного из рейсов пассажир случайно разбил стеклянную ёмкость, в которой было 20 кг ртути. Значительная часть была собрана, но много ртути просочилось в различные технологические отверстия фюзеляжа, и санитарная служба запретили дальнейшее использование самолёта для перевозок людей.
С ещё не старого Ту-154 на запчасти были сняты двигатели, элементы шасси и другие детали. А фюзеляж с салоном и кабиной сначала хотели использовать в качестве учебного тренажёра. Но медики запретили и это. Слишком много паров ртути там было. В итоге после съёмок он стал экспонатом одного из авиационных музеев под открытым небом.
Самой большой своей неудачей в фильме Александр Митта считал навязанное худсоветом кардинальное изменение финала картины:
«После чрезвычайного рейса героя Жжёнова отстранили от полётов. Врачи заподозрили у него предынфарктное состояние. Он лежит в больнице, но друзья его просят перегнать самолёт: мол, лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята, которые совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал — и они взлетают, растворяясь в небе. В следующем кадре снова больница, и его дочка говорит: «Папа умер».
Вначале члены худсовета были не против такого завершения фильма. Хотя не всем понравился печальный финал и смерть главного героя.
Но рассказывали, что смонтированный фильм показали Леониду Ильичу Брежневу. Тот уже был сам тяжело болен, и ему категорически не понравилось, что главный герой умирает. Он дал указание изменить концовку фильма. Дескать, пусть все останутся живы.
Спорить с генсеком никто не осмелился. Пришлось придумывать и переснимать последние несколько минут фильма с «хеппи-эндом». В целом критики посчитали, что и новый финал получился вполне достойным.
В 1980 году «Экипаж» стал безоговорочным лидером кинопроката с рекордными показателями. Только за первые пять месяцев его посмотрели более 70-ти миллионов зрителей!
Сегодня исполнилось ровно 45 лет со дня премьеры этого замечательного фильма.