Валентина Ивановна Теличкина у нас одна. Она не такая как все, она своеобычная. Глубокая, без дна. У неё многоэтажный талант. Удивительная и неповторимая. Невероятной красоты актриса, человек очень широкой души. Настоящая русская женщина. Русский самородок.
Она очень много снималась в кино. Режиссёры выстраивались в очередь к ней, и уже с очень молодых лет она могла выбирать у кого сниматься, а у кого нет. Кто может похвастаться подобным? Единицы.
Она была последним, поздним ребёнком в большой, крестьянской семье, дважды раскулаченного Ивана Теличкина. Родилась когда её родителям было за сорок. С юных лет проявился её уникальный, самородный талант. Еще учась в школе на нижегородчине, в селе Красное, она руководила сразу тремя кружками: танцевальным, актёрским и кружком художественного чтения.
Удивительно легко, с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к В. Белокурову. Училась прилежно, как учатся все девушки, приехавшие из провинциальных сёл и деревень, знающие цену труду. Так одержимо училась Катюша Савинова, так училась и Валя Теличкина. Никаких романов и любовей. Долгое время отказывалась от стипендии, не понимая как можно брать деньги за такое святое дело как учёба.
Первый раз её сняли в кино Усков и Краснопольский в фильме «Таёжный десант», в 20 лет. Как она там красива и грациозна. С точёной талией и высокой девичьей грудью, с длинными, красивыми ногами, с густыми волосами. Как она там мастерски танцует и вообще двигается в кадре. Как ведёт глазами…
А потом была роль надолго определившая её судьбу. Это была Валя Королькова в герасимовском «Журналисте». Сергей Аполлинарьич выбрал Теличкину на эту роль неслучайно, ибо следил за ней давно. Знал и чувствовал её актёрский потенциал. Он обрисовал ей Королькову, как меланхоличную, немного надменную, знающую себе цену медлительную натуру. Он встретил её прототип в продуктовом магазине за прилавком, обрисовал задачу Вале Теличкиной. Та быстро подхватила его идею оперевшись на собственные воспоминания. В работу над ролью она включила манеры своей подруги юности. У подруги была удивительная реакция. Когда ей что-либо рассказывали, то она мрачнела, тяжелела и создавала такой тяжёлый фон, что хотелось скорей договорить, отойти в сторону и выдохнуть. И тут подруга вдруг эмоционально включалась. Причём на позитиве. А потом опять впадала в своё привычное, мизантропическое состояние. Вот это всё и смогла двадцатидвухлетняя Теличкина филигранно изобразить в кадре.
В итоге вторая роль Валентины Теличкиной стала поистине звёздной. И Герасимов и коллеги-актёры и критика были в восторге от игры юной актрисы.
Дальше были сплошь удачные и запоминающиеся роли в кино у маститых режиссёров. У Бориса Яшина в «Осенних свадьбах», у Э. Рязанова в «Зигзаге удачи», у знаменитого Эльдара Шенгелая в «Необыкновенной выставке». Потом пошли повторные приглашения. Роль Сани Ермаковой у Б. Яшина в «Первой девушке» или как её называют в фильме «первый девичий элемент в уездном масштабе», повторная роль у С. Герасимова в «У озера». Опять Валя Королькова. Только уже как журналист на Байкале. С теми же манерами и тем же темпераментом.
А потом была роль Валентины в звёздном фильме Г. Панфилова «Начало». Кто ж из на не помнит её фразы «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал», «Да нельзя мне целоваться… слаба… млею». Трио подружек так слаженно поющих «Вот кто-то с горочки спустился» в лице Чуриковой, Теличкиной, Степановой — было просто изумительное. Ни у кого не было и грамма сомнения, это девушки из одного села. Из одного гнезда. Необычайно родственные души.
«Начало». Три подружки, три тёлочки. Таня, Прасковья и Валентина.
А ведь изначально роль Валентины писалась под Нонну Мордюкову. Но режиссёр смог всё переделать под трио одногодок.
Потом это же трио Глеб Панфилов снял в «Вассе». Только они уже не пели вместе, а играли строго по своей канве роли. Причем Валентине Ивановне досталась сложнейшая роль, скрытной и коварной Анны Оношенковой. И стоит сказать она сыграла эту роль просто виртуозно.
К началу 80-х годов Валентина Теличкина была настоящей звездой нашего кинематографа. За её плечами уже было три десятка непростых, разноплановых ролей. Она сыграла и в комедии Л. Гайдая «Не может быть», невесту Володьки Завитушкина. Тут вполне раскрылся комедийный талант актрисы. И роль продавщицы в «Пять вечеров» у Н. Михалкова, Валентина Ивановна она сыграла великолепно.
«У самого чёрного моря». 1975 г.
«Пять вечеров». 1979 г.
Также публика запомнила её в фильме «Портрет жены художника». Красива она там, и просто обворожительна. По этой роли её многие помнят и сейчас.
Хорошая роль парикмахерши получилась у Теличкиной в фильме «Встретимся у фонтана». И сильная, драматичная роль жены Степана в фильме Г. Чухрая «Трясина».
Валентина Ивановна так хорошо и свежо всегда выглядела (и продолжает выглядеть), что практически не исчезала с экрана долгие годы. Редкий случай, когда актриса больше 50 лет в кино играла в своё удовольствие, фактически без длительных пауз. Количество её киноработ достигло нынче числа 85. Причём половина из них — главные роли.
Что касается личной жизни, то Валентина Ивановна вышла замуж в 35 лет за архитектора Владимира Гудкова. Правда к этому моменту молодые почти 10 лет прожили вместе. Причиной официального брака стала беременность актрисы. Она родила сына, которого назвала в честь отца Иваном.
В 90-х годах у актрисы открылся новый талант. Она стала рисовать. Картины В. Теличкиной яркие и солнечные, чем-то похожие на неё саму. Валентина Ивановна часто провидит персональные выставки своих художественных произведений.
В.И. Теличкина на своей персональной выставке.
В новом веке она стала немало сниматься в кино. И уже новое поколение молодых зрителей её знает как маму Саши Белого из «Бригады» и маму Сергея Есенина. А потом еще сыграла и маму Н.В. Гоголя.
«Бригада». 2002 г.
Особо удалась актрисе роль Пани в фильме «Любовь — не картошка». Чем-то героиня была похожа на саму Валентину Ивановну. Твёрдая, решительная женщина из деревни. Как она сама говорила, что не стань я актрисой вот такой бы Паней и жила в своей деревне.
В 2017 году состоялась премьера фильма «Большой». В драме, рассказывающей об успешном пути провинциальной балерины. Там Валентина Ивановна сыграла директора хореографического училища. Её героиня не очень приятная дама, но роль опять же сыграна ею прекрасно.
А за последние пару лет актриса сыграла двух бабушек в фильмах «Журавль в небе» и «Два силуэта на закате».
Сегодня в свои 75 лет Валентина Ивановна чувствует себя абсолютно счастливым человеком. Она по прежнему прекрасно выглядит, скромна и трудолюбива. Она всё также востребована в профессии. Жизнь вне кино оказалась для неё не менее важной чем жизнь в кино. У неё получилось отыскать свою золотую середину. Актрисе одной из немногих из числа актрис удалось совместить профессию и личную жизнь, не потеряв при этом ни любви зрителей, ни простого женского счастья.
Валентина Ивановна — она из тех самых русских женщин которые по глубине чувств своих и эмоций несравнимы ни с одной женщиной мира. Они молчать умеют по-особенному, и любить и быть преданными. Любить всю жизнь, страстно и нежно.
Её неторопливая манера речи, неподражаемая, спокойная, почти терапевтическая, много лет ласкает нам слух. Её созданные экранные образы — часть нашей культуры.
Красиво, по-женски мудро проживает актриса свою жизнь. Не нажила врагов, не наследила нигде, ни в каких хрониках и историях не ославилась. И дай Бог ей и дальше оставаться востребованной и счастливой.