Во второй половине царствования королевы Елизаветы I Тюдор, объявившей себя девственницей и невестой Англии, в моде был весьма спорный, на современный взгляд, силуэт.
Удлиненный лиф платья, визуально делающий фигуру непропорциональной – ноги казались короче тела, широкие рукава, зауженные к запястьям, и плоская круглая юбка.
И хоть мне этот период в моде не очень симпатичен, но если женщины почти полвека носили подобные платья, значит что-то в этом им нравилось.
Сложный силуэт достигался с помощью множества ухищрений и даже каркасов для поддержания формы рукава. А вот чтобы ткань юбки лежала хитрым образом, словно на блюдце, использовали такой элемент нижнего белья, как вертюгаль или фартингейл.
Отличие в том, что «вертюгаль» мог состоять из нескольких обручей и доходить до пят, а «фартингейл» представлял собой только круглую основу, прикрепляемую к корсету.
В Испании подобные юбки на обручах были популярны еще с XV века и долгое время они даже служили не столько нижней одеждой, сколько верхней. Вертюгали могли изготавливать из дорогой парчи, шелка и бархата.
Изначально вертюгаль не имел в основе «блюдца», его придумали уже французы, сделав невероятно модным.
Английская королева Елизавета I полюбила эту странную моду и охотно позировала художникам в роскошных нарядах с вертюгалем, который в Англии называли фартингейл.
Такую юбку еще называли «защитница добродетели», видимо имея ввиду, что не так то просто разоблачить леди, в основе наряда которой столь сложная и неудобная конструкция.
Это очень подходило к имиджу королевы-девственницы, может быть потому Елизавета I сделала вертюгали такими модными.
Удивительно, что их носили почти до двадцатых годов XVII века и только потом постепенно уже начали выходить из моды. На смену вертюгалю пришли «булочки» и фижмы.