В сети давно распространено мнение о якобы продолжении «Кавказской пленницы». Звучит эта версия примерно в следующем ключе — после оглушительной премьеры появилась идея снять продолжение.
Сюжет придумали достаточно быстро. Он рассказывал о событиях, которые разворачивались вокруг товарища Саахова и знаменитой троицы, оказавшихся в тюрьме.
В конечном итоге проект прикрыли еще в самом зачатке. От него остались лишь воспоминания некоторых лиц и знаменитая фотография с Трусом, Балбесом и Бывалым.
В некоторых источниках указывается, что по предварительному сценарию Саахов должен стать руководителем тюремной самодеятельности.
После освобождения Саахов планировал вернуть былое место. Разумеется, оно не пустовало и давно было занято, причем той самой студенткой, комсомолкой и просто красавицей Ниной.
Кроме кадра с троицей в качестве доказательства приводят слова Владимира Этуша, который в рамках документального фильма «Кавказская пленница. Рождение легенды», рассказывал об идее снять продолжение с его персонажем — товарищем Сааховым.
Скорее всего идея действительно была, но кроме слов ничего существенного не последовало. И тому есть масса причин. Например, режиссер Леонид Гайдай после «Кавказской пленницы» собирался экранизировать «Бег» Булгакова.
Позднее возникла идея снять «12 стульев», но когда и здесь не получилось, режиссер приступил к созданию «Бриллиантовой руки».
Есть и другой момент, а именно — конфликт Гайдая и Моргунова, начавшийся еще в «Кавказской пленнице».
Леонид Иович выгнал артиста прямо во время съемок, в некоторых местах подменяя его дублером. Кажется, о новом сотрудничестве между ними не могло быть и речи.
В том кадре Бывалый в исполнении Евгения Моргунова присутствовал, значит вместо Гайдая выступал другой режиссер? Или этот кадр был сделан ранее?
На самом деле точная природа снимка неизвестна. Правда существует одна ниточка, которая тянется с апреля 1965-го года. Именно тогда состоялся художественный совет, а главной темой была картина «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Иван Пырьев, самый могущественный человек в худсовете, неоднократно высказывал свои идеи по поводу фильма. Например, что в финальной новелле Вицин не должен исполнять песню «Постой, паровоз».
А у персонажей Пуговкина и Моргунова должно быть гораздо меньше экранного времени.
По итогу Гайдай ничего менять не стал, но согласился с одним интересным предложением Пырьева, которое звучало так: — «Концовка в тюрьме — плохо. Возможно, будет лучше закончить планом, когда бабуля тянет на веревке?»
Таким образом сцена с тюрьмой принадлежит не «Кавказской пленнице», а «Операции Ы». Ее просто вырезали, оставив лишь бабулю за рулем и связанную троицу.