Эдуард Абалов-Абалян на телевидении пришёл ещё в шестидесятые и занимался музыкальными лентами.
Режиссёр говорил в интервью, что именно это направление его привлекает больше всего, поскольку он твёрдо убеждён, что без музыки жить нельзя.
И, разумеется, его проект для кино тоже был связан с музыкой.
Представляя будущую ленту в журнале «Советский экран», режиссёр сказал, что сценарий написали сценаристы Виктор Виткович и Григорий Ягдфельд.
Писатели уже не в первый раз работали вместе, благодаря их дуэту в советском кино появилось несколько красивых сказочных историй, в том числе советско-финский эпос «Сампо» (1958) и запомнившаяся всем восточным духом «Волшебная лампа Аладдина» (1967).
Но почему-то везде, включая титры, сценаристом числится Евгений Чернецкий, а дуэт Витковича и Ягфельда не упоминается.
Возможно, Чернецкий — это псевдоним? Я не нашла ответ на этот вопрос, так что если вы что-то знаете, напишите.
Сценарий утвердили довольно быстро, «Северную рапсодию» внесли в план «Мосфильма», а после Эдуард Абалов-Абалян приступил к подбору актёров.
В центре сюжета была юная Тоня, живущая со строгим отцом в северном посёлке на мысе Олений нос. Тоня любит танцевать и мечтает стать танцовщицей, но отец категорически против.
Несколько раз девушка пытается сбежать, но всякий раз папаша её возвращает. Между делом Тоня знакомится с полярным лётчиком Иваном Ладейкиным, который прежде в её фантазиях возникал как сказочный Иван-Царевич.
Царевич-Ладейкин верит в талант Тони и во многом благодаря его помощи она всё-таки добирается до столицы и пытается реализовать мечту.
Роль Тони Севастьяновой, непосредственной, обаятельной, доброй, но довольно настойчивой, получила безвестная дебютантка Людмила Гаврилова, только что окончившая Щукинское училище.
А вот окружали её звёзды, уже отлично знакомые зрителям. Ивана Ладейкина сыграл Леонид Куравлёв, отца Тони, Карпа Ивановича, — Станислав Чекан.
В небольших ролях появились Ирина Мурзаева и Нина Агапова, Георгий Вицин и Эммануил Геллер, Евгений Моргунов и Григорий Шпигель, Анатолий Кубацкий и Владимир Пицек, а в роли ведущей телепрограммы, куда приходит герой-полярник Ладейкин, предстала знаменитая Валентина Леонтьева.
Обращу внимание ещё на двух эпизодических героинь, которых вы наверняка узнаете. Когда Тоня попадает на экзамены, она сталкивается с надменным танцевальным трио, участники которого считают себя очень опытными.
Одну из танцовщиц этого трио сыграла Наталья Воробьёва, чья визитная карточка — Эллочка-людоедка из комедии Леонида Гайдая «12 стульев» (1971).
Для Натальи «Северная рапсодия» оказалась предпоследней работой в кино:
в 1974 году она уехала в Югославию вслед за супругом-хорватом и больше не снималась.
А в образе одного из членов приёмной комиссии предстала Эмилия Мильтон, она же фрау Заурих из телефильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973).
Засветился в кадре и сам режиссёр: он сыграл служителя зоопарка, отказывающегося принимать у Ладейкина медведя, которого тот намеревался устроить в Москве.
Снимали фильм и на Севере, и в Москве, и даже в Ялте. Режиссёру хотелось, чтобы лента была сочной, красочной, мажорной. И кадры действительно наполнены светом и яркими тонами.
Декорации и костюмы намеренно создавались броскими, чтобы у зрителей во время просмотра создавалось ощущение праздника и волшебства. И это авторам вполне удалось: с точки зрения визуального решения «Северная рапсодия» и в самом деле получилась заметной.
Разнообразили картину музыкальные вставки. В танцевальных номерах принимали участие артисты Красноярского ансамбля танца Сибири под руководством Михаила Годенко, который стал и главным балетмейстером фильма, и Московский ансамбль «Балет на льду».
Песни для ленты написали Игорь Шаферан и Валентин Левашов, для кино, к слову, работавший нечасто.
Осенью 1974 года «Северная рапсодия» вышла в прокат. Встретили её в целом неплохо, но без восторгов, на фоне других картин того же года музыкальная
сказка Эдуарда Абалова-Абаляна затерялась, сегодня став раритетом, имеющимся только в синематеках киноведов и самых преданных поклонников советского кинематографа.
А это действительно была современная сказка: у главной героини всё получилось, в фильме нет отрицательных персонажей (хотя вредноватые имеются), да и намёки на чудеса присутствуют.
Например, паром, на котором Тоня пытается убежать, называется «Жар-птица», а Ладейкин дарит ей перстень, который способен выполнить три заветных желания. В общем,
не ищите в фильме серьёзную драму и сложный сюжет, но насладитесь нарядными кадрами северных красот и Москвы семидесятых.
В заключение упомяну факт, который впечатляет всех, кто фильм посмотрел.
В передвижном магазине (?), прибывшем в посёлок, продавец (Георгий Вицин) предлагает покупателям неслыханную новинку — электрические зубные щётки. Вы знали, что такой гаджет существовал во времена СССР?