И вот «Опасные гастроли». Фильм — поединок между ярким куплетистом Николаем Бенгальским и его визави шефом жандармов Бобруйским-Думбадзе.
Вспомните, как его характеризовал Андрей Максимович (Николай Гринько): «это очень опытный, хитрый полицейский». Соперничество Бенгальского и его противника разворачивается на двух фронтах.
Во-первых, оба влюблены в одну и ту же женщину — Софи (Александру). Во-вторых, Бобруйский-Думбадзе охотится за неведомыми участниками большевистского подполья, к которым как раз и принадлежит куплетист Бенгальский.
Ну с Александрой все ясно. Давайте просто обратимся к возрасту актеров в момент съемок. Примерно столько же лет было и их героям.
Владимир Высоцкий — 31 год
Ефим Копелян — 57 лет, почти в 2 раза старше!
Лионелла Пырьева — 31 год.
Я уже тут удивилялся, почему Маша из «Формулы любви» предпочла малохольного и бессмысленного нытика Федяшева яркому, смелому, обаятельному графу Калиостро, на что мне доходчиво объяснили (и таких комментариев было много):
Ну вот примерно по этой же причине Саша непременно предпочтет Бенгальского (что в итоге и сделала). Тем более, оба занимаются общим делом (варьете), да к тому же сотрудничают в деле распространения нелегальной литературы.
Куда интереснее соперничество Бенгальского и Думбадзе на политической почве. Давайте посмотрим на дело глазами обоих героев.
Революция — это всегда кровь, боль, унижение, насилие и многотысячные жертвы. Коллапс инфраструктуры, экономики, смерть, загубленные человеческие судьбы.
Думбадзе всеми силами старается противодействовать этому разрушительному процессу, потому что искренне любит Россию и не хочет, чтобы она погрузилась в пучину хаоса.
В его глазах Бенгальский и компания — преступники, которые хотят разрушения страны.
Кучка бездельников управляет страной, угнетая трудовой народ. Крестьяне получили личную свободу, но реформа 1861 года была очень противоречивой, оставив многих из них без земли и с непосильным бременем выкупных платежей.
Подавляющее большинство населения России живет очень плохо, трудно, у рабочих ненормированный рабочий день, крестьяне ходят в лаптях, не знают грамоты и изнемогают от тяжелейшего труда.
Нужно что-то менять. Вот точка зрения Бенгальского.
Но отвлечемся от истории. Ведь у нас есть конкретный фильм — «Опасные гастроли» и есть конкретные актеры — Владимир Высоцкий и Ефим Копелян.
Кто вам симпатичнее в этом конфликте? Молодой революционер Бенгальский или умудренный опытом жандарм Бобруйский-Думбадзе?