«Свинарка и пастух»: как Иван Пырьев снял комедию в годы войны

Режиссер Иван Пырьев в 1930-е годы завоевал славу мастера комедийного кино. Он снял музыкальные фильмы «Трактористы» и «Богатая невеста» — легкие и жизнеутверждающие произведения о строительстве новой жизни общества, воспевающие светлые чувства и отношения.

Эта же линия была продолжена режиссеров и в фильме «Свинарка и пастух», это комедия, проникнутая лирической атмосферой. Это кино о любви русской девушки-свинарки и дагестанского чабана, которые случайно встретились в Москве на сельскохозяйственной выставке, о недоразумениях на пути к счастливой развязке.

Сюжет довольно прост и незамысловат. Но Пырьев при помощи художественных приемов и творческих находок сделал прекрасный музыкальный фильм с Мариной Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях.

По жанру «Свинарка и пастух» близка к комической оперетте. Герои фильма поют и говорят стихами, а фразу, произнесенные прозой, выверены по ритму. Каждый образ в этом фильме получил музыкальную характеристику.

Так, например, обаятельная Глаша ведет лирическую девичью тему, романтик-горец Мусаиб покоряет девушку и зрителя танцевальными ритмами, а его соперник Кузьма раскрывается в частушечных мотивах.

Марина Ладынина в предыдущих фильмах Ивана Пырьева играла задорных и боевых колхозных девушек, здесь раскрывается в образе лирической и скромной героини.

Николай Крючков, которого до этого зрители привыкли видеть в положительных ролях, здесь играет первого парня на деревне – хвастливого обольстителя и коварного завистника. Он обличает Кузьму, смеется над его героем.

Именно в этом фильме Владимир Зельдин сыграл свою первую главную роль. Он доказал, что может играть не только в эпизодах, но и ярких героев.

Фильм «Свинарка и пастух» вышел в конце 1941 года. Снимать его начали еще до начала войны, а заканчивали в павильонах «Мосфильма» под звуки немецких снарядов.

Многие критики думали, что премьеры киноленты будет немного запоздалой – в стране беда, а на экране – музыкальная комедия. Это могло показаться несвоевременным.

Но фильм приняли тепло, потому что русскому человеку нужно было отвлечься от тяжелых, трагических будней. У Пырьева вышло замечательное кино, которое стало частью истории.

Оцените статью
«Свинарка и пастух»: как Иван Пырьев снял комедию в годы войны
Споры Райкина с режиссером и претензия Гундаревой: история создания фильма «Труффальдино из Бергамо»