Сценарий Себастьян Аларкон решил написать сам, призвав в помощники писателя Владимира Амлинского.
В процессе написания сценария Аларкон много общался с земляками, которые побывали в заключении, изучал документы. В итоге родилась
история о тюрьме «Санта Эсперанса» («Святая надежда» в переводе с испанского), где собраны заключённые, в основном, политические, хоть и разного происхождения.
Когда-то на месте тюрьмы был посёлок, где жили горняки, добывающие селитру. Позже рудник закрыли, люди посёлок оставили, и теперь, в этом уголке, от которого до ближайшего города 500 км, организовали тюрьму.
Начальник пафосно уверяет, что в тюрьме никого не пытают, но реальность далека от этих громких заявлений.
На главные роли в дебютной ленте Себастьян Аларкон сумел заполучить настоящих знаменитостей.
Постаревшего горняка, кажется, уже утерявшего надежду, дона Лоренсо, сыграл Павел Кадочников, харизматичного, вдумчивого, ответственного лидера узников — Лаймонас Норейка, а прикидывающегося шутом ради того, чтобы втереться в доверие к начальству тюрьмы Непомусено — Борислав Брондуков.
Рядом были более молодые, но уже известные исполнители: роль задумчивого и неуверенного в себе семинариста Мигеля Анхеля получил неузнаваемый с пышной шевелюрой Евгений Леонов-Гладышев,
в образе молчаливого сына крупного промышленника появился Владимир Тихонов.
Отчаянного Карлоса, в одиночку попытавшегося совершить переворот в тюрьме, который не поддержали другие заключённые, сыграл Владимир Ломизов, а капитана, которого он взял в заложники, — Александр Пашутин.
Таже в фильме снялись Григорий Лямпе в роли коменданта и Роман Чхиквадзе в роли католического священника, увещевателя заключённых.
Женская роль в картине была одна, и её получила Маргарита Терехова. Актриса сыграла медсестру, которую по настоянию узников вызывают в тюрьму. Конечно же,
прекрасная Исабель тут же вызвала интерес горячих латиноамериканцев, причём как тюремщиков, так и их подопечных.
Себастьян Аларкон даже решился разбавить тюремные будни нескромной сценой, показав, как полностью обнажённая Исабель принимает солнечные ванны.
Снимали «Санта Эсперанса» совсем не в Чили, а на советском юге, недалеко от Коктебеля, хотя пейзажи, играющие не последнюю роль в картине, выглядят весьма убедительно.
А ещё обратите внимание на любопытный факт:
заключённые поголовно носят джинсы, которые вообще изначально и создавались как практичная рабочая одежда.
А ещё считается, что с «Санта Эсперанса» началась кинокарьера каскадёра и постановщика трюков Александра Иншакова. Я его в кадре не заметила, возможно, он затерялся в массовке.
Себастьян Аларкон, по его словам, снимал фильм не о частной истории с реальными прототипами, он хотел показать, что сплочённость и единство людей разного происхождения, разных возрастов, разного социального положения играет важнейшую роль в антифашистской борьбе:
«”Санта Эсперанса” — это некая метафора, условность. Мы стремились выйти за рамки конкретных политических фактов к художественным философским обобщениям. Нашему посёлку умышленно не дан определённый географический адрес — события фильма отражают процессы, характерные для многих стран Латинской Америки».
Ну а завершило ленту посвящение:
Вы видели когда-нибудь этот фильм?