“Дело № 306” — эта Магда ещё сложнее!

Остросюжетный фильм “Дело № 306” (1956) — один из лучших советских кинодетективов, а в год выпуска на экраны — лидер проката.

Эта картина прошла испытание временем — её с удовольствием крутили по ТВ и в 1970-е, когда я впервые увидела “Дело…”, и потом. Да и теперь! Нуарная стилистика, интересные повороты, неожиданный финал.

Банальная тётка-наводчица Карасёва оказалась не только бывшей сотрудницей концлагеря Магдой Тотгаст, но и западной шпионкой (по книге — американской). 

“О, сюжет! Сюжет, да?!” — как мог бы воскликнуть философичный полотёр-Басов из другой популярной ленты. Я не просто так упомянула книгу — одноимённую повесть Матвея Ройзмана, которая …гораздо “вкуснее” фильма.

Вот так бывает — фильм отличный, а книга просто феерическая.

Киноформат часто не допускает нюансов, из-за чего экранизированные действия смотрятся нелогично (а такого в этом фильме довольно много), приходится или угадывать, или додумывать.

Так, в повести увлекательно описывается, как подручные Карасёвой следили за девицей-мажоркой Иркутовой, дабы воспользоваться её автомобилем.

Рассказано и то, как ловко Магда-Карасёва сымитировала внешность Иркутовой, чтобы сбить учительницу Некрасову, а так же все эти манипуляции с синей краской и так далее.

А в кино всё очень схематично. В этом смысле “Дело №306” напоминает другой нуар-детектив — “Дело Пёстрых” (1958), где многое опущено, чтобы сохранить динамику повествования.

Так вот насчёт Магды. Её почему-то считают бывшей надзирательницей, хотя, она куда как выше стояла. Да и родословная у этой дамочки ого-го, какая! Это не включили в сценарий — чересчур кучеряво ибо.

Итак, раскрываем книжку Матвея Ройзмана: “Магда Тотгаст — кличка Рыжая Магда. Отец — Вильгельм фон Ленбах, помощник начальника харьковского жандармского управления.

Мать — урожденная Куракина, дочь крымского помещика, прокурора Екатеринославской судебной палаты.

В тысяча девятьсот девятнадцатом году отец Магды — подполковник деникинской контрразведки”. Не правда ли эффектно? По матери аж княжна, из Гедиминовичей. Отец тоже — дворянин-юрист.

Далее эта Магда фон Ленбах-Куракина мощно развернулась в эмиграции, где училась в фармацевтическом вузе, сплачивала ряды гонимых аристократов и заодно “…до захвата власти Гитлером судилась вместе с группой белоэмигрантов-аферистов за подделку банковских векселей”. Нет, ну снова хочется включить Полотёра-Басова! Авантюристка к тому же.

В 1935 году вступила в НСДАП и вышла замуж за некоего Фридриха Тотгаста, провинциального руководителя Гитлерюгенда (что характерно, не дворянина, какой mauvais ton!).

В годы войны стала подручной одного из врачей-убийц, орудовавших в концлагере. Там-то сие существо (не человек же) и встретилось с пленной учительницей-партизанкой Некрасовой, что впоследствии — уже в Москве — её и узнала.

К слову, актриса на эту роль подобрана гениально — Валентина Токарская, звезда-красавица довоенной Москвы, танцовщица и певица Мюзик-Холла (да-да, имелось такое заведение) и Театра Сатиры.

Была одной из самых богатых актрис, раскатывала по столице на личном авто, крутилась в верхах. А вот в годы войны, оказавшись в немецком окружении, не нашла для себя ничего лучшего, кроме как …начать концертную деятельность.

В конце 1945 года вернулась в Москву, где была приговорена по статье 58.3 к четырем годам ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь), что смотрится удивительно мягким приговором.

Не могу утверждать, но наверняка её пожалели высокопоставленные поклонники. На зоне работала в санчасти. Потом заявку на неё прислал Воркутинский лагерный театр, где Токарская сыграла аж Марию Стюарт.

Играла гениально — видимо, воображала себя неправедно осуждённой королевой.

Отсидев, точнее отыграв в Воркуте, снова сделалась актрисой Театра Сатиры, но шикарных ролей для неё не нашлось — включалась в эпизоды, да в кино снималась. Умерла в возрасте 96 лет.

В общем, иногда (хотя, и не всегда) первоисточник великолепно дополняет кино-образ и делает его глубоким.

Оцените статью
“Дело № 306” — эта Магда ещё сложнее!
Бесполезные герои кино: 6 забавных примеров