Началось всё с повести Виктории Токаревой «Ехал Грека…», написанной в 1977 году. Леонид Квинихидзе прочитал повесть сразу после выхода, заинтересовался главным героем-джазменом и захотел снять фильм.
Но уже шла работа над мюзиклом «31 июня», так что историю о талантливом, но норовистом джазмене пришлось отложить.
В начале 1980 года режиссёр отправился к Виктории Токаревой с просьбой написать сценарий. При участии самого Квинихидзе писательница переиначила повесть, сохранив лишь основную сюжетную линию и дополнив её новыми поворотами и подробностями.
Роль Дмитрия Денисова, главного героя, писали сразу под Олега Янковского. Леонид Квинихидзе считал, что этому актру под силу самые сложные в психологическом плане характеры, а джазмен Денисов был именно таким: с одной стороны, он привлекательный, интересны, одарённый и явно вызывает симпатию.
С другой стороны, его непростой характер, чрезмерная упёртость, непостоянство отталкивают. Олег Янковский без долгих размышлений согласился и даже научился играть на трубе, что полностью вжиться в образ Денисова.
Неожиданным оказался выбор актрисы на роль Милы, несостоявшейся жены Денисова, которая в итоге предпочла другого мужчину.
Этот женственный, но драматический и в чём-то даже трагический образ воплотила Людмила Савельева, снимавшаяся не так уж часто.
Её небольшую роль в картине оценили и киноведы, и зрители, хотя для подавляющего большинства актриса навсегда осталась юной и непосредственной Наташей Ростовой.
В роли Савицкого, коллеги Денисова, эстрадного режиссёра, пригласившего музыканта в концертный тур в Сочи с перспективой поездки за границу, предстал Игорь Кваша.
Его молодую супругу сыграла звезда предыдущего фильма Квинихидзе балерина Наталья Трубникова, тогда солистка Московского музыкального театра имени Немировича-Данченко.
Забавны, но как всё же правдивы отношения Савицкого и его роскошной тёщи Риммы Ипполитовны, солистки мюзик-холла!
В этой роли — певица Ольга Вардашева. Любопытно, что
Ольга, сыгравшая мать героини Натальи Трубниковой, всего на девять лет старше самой Натальи.
Но по сюжету Римма Ипполитовна — действительно нестареющая красавица-солистка, к тому же явно влиятельная и имеющая связи.
В других второстепенных ролях Римма Маркова и Ирина Мирошниченко, Галина Микеладзе и Семён Фарада, Раднэр Муратов и Михаил Кокшенов.
Появились в фильме и два дебютанта, которые позже станут хорошо известны аудитории. Это были студенты ВГИКа, учившиеся в мастерской Сергея Бондарчука, — Тамара Акулова и Валентин Ганев.
Начинающим артистам доверили образы музыкантов ансамбля, организованного Денисовым.
Прислушайтесь к песне, которую поёт Галка, героиня Тамары Акуловой, на концерте ближе к финалу. Голос экранной певице подарила Ирина Отиева.
Ну и особо отмечу участие в музыкальной ленте серьёзного драматического актёра с амплуа интеллектуального героя, любимца Андрея Тарковского Анатолия Солоницына. Кажется, это единственная работа Анатолия в «лёгком» жанре.
Снимали «Шляпу» в Москве и Сочи, в массовых сценах приняли участие артисты Ленинградского мюзик-холла,
а музыкальные номера исполнили солисты и музыканты ансамбля «Мадригал» и молодой, но активно набиравшей популярность рок-группы «Автограф».
Зимой 1982 года «Шляпа» стартовала в прокате.
К сожалению, ожиданий фильм не оправдал, хотя, казалось, на экране было всё, что может увлечь зрителя: и звёздные исполнители, а музыка, и неоднозначный главный герой, и романтические истории. и даже интригующее закулисье эстрады.
На фильм не обратили особого внимания, да и сегодня его не всегда вспоминают в связи с именем Леонида Квинихидзе. Но в целом лента неплоха, в ней яркие персонажи и много музыки.
А ещё попробуйте узнать певца, который озвучил Олега Янковского в песнях. Я не узнала, прочитала потом уже.