То была общемировая любовь – эти меховые и очень красивые сооружения, что полагалось носить с цветастыми шалями, высокими сапожками, юбками-макси. Но обо всём по порядку!
После яркого десятилетия химии-синтетики-нейлона (я имею в виду пластиково-неоновые-шестидесятые) в моду вошло «всё натуральное». Почему?
На фоне дешёвых дакроновых блуз и виниловых пальто (пусть даже от Андре Куррежа) настоящий лён, хлопок, шерсть выросли в цене и стали восприниматься, как роскошь, а вещи из них – как признак middle-class-a.
Буковки cotton на лейбле, и ты — не бедный клерк, но …обеспеченный. Помните, датский учёный Хансен из «Осеннего марафона» (1979) удивляется, что хлопковую куртку нашли на помойке? Это же очень дорого.
Это хлопок. Вместе с модой на естественность пришла тема этнического шика, подстёгнутая ещё и движением хиппи, также больших фанатов «натуральности бытия».
Актуальными сделались народные мотивы – шотландская клетка, цыганские юбки, восточные ткани, индийские украшения. Журнал Burda предлагал пошить баварский Dirndl. Или вот такую австрийскую вариацию на тему.
Старомосковская лепота вписывалась в этот пёстрый этно-хоровод. Ив Сен-Лоран, которому очень нравилась и русская культура, и Советский Союз, где он побывал аж в 1959 году, в середине 1970-х годов создал великолепную Opéras-Ballets russes – коллекцию, посвящённую России, Дягилеву, балетам.
Здесь было много боярской роскоши, как её понимал французский интеллектуал. Опять же, не он ввёл эти шапки в обиход – та же Надя/Брыльска носила их годом раньше (фильм снимали в 1975-м, а коллекция Сен-Лорана – 1976-й). По сути, модельер просто использовал то, что носилось в воздухе.
Если проследить фэшн-тенденции или хотя бы полистать старые журналы, у кого они вдруг есть, можно заметить, что боярские шапки были в ходу и в 1970 году. И не в «колхозном совке» (пардон, я использую терминологию насмешников), а на роскошном, понимаете ли, Западе.
В советской прессе была не то статья, не то фельетон примерно 1979-1980-х годов насчёт того, что русская шапка через парижские журналы мод вернулась обратно в Россию. Мол, не ценим своё-посконное, а вот на Западе это идёт на ура. Действительно, в СССР и страны социализма «боярская» тема попала из западных каталогов.
Но откуда их взяли сами-то кутюрье? Есть интересная и правдоподобная версия, что эти шапки поразили воображение буржуазных эстетов, когда в самом конце 1960-х в Европу привезли советскую «экспортную» моду, и Регина Збарская показалась на подиуме в меховой шапке.
Потом, когда через пару лет началась этно-мода, шапки вспомнили, внедрили, запустили в мир. Важная деталь – в СССР 1960-х, несмотря на «нейлоново-дакроновый» бум, мода на шубы и мех никуда и не уходила. Ибо таков климат! А синтетика не греет вообще.
Да, советские женщины носили шапку в помещении. И даже не потому, что …боялись краж в гардеробах. Хотя, шапки в те годы воровали активно. Существовал особый тип грабежа – вор срывал шапку и в последнюю секунду выскакивал из вагона метро.
Их носили, потому что это …было тоже модно. Ходить по офису в шапке. В журналах можно отыскать подобные образцы.
Даже тут есть красноречивое фото. К слову, Барбара Брыльска демонстрировала этот стиль ещё до того, как стала всенародно-любимой Надей Шевелёвой. А уж польские красавицы испокон веков шли вровень с обитательницами Версаля…