Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев»

Знаменитая экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев» вышла в 1971 году, и её в первый же год посмотрели почти 39 миллионов зрителей. Она не единственная, но самая известная и близкая к оригиналу. За дело взялся сам Леонид Гайдай, так что для оплошностей места просто не было!

Но на съёмках, конечно, происходило немало забавного — вспоминаем эти истории.

Кто сыграет Остапа

Роль Остапа Бендера досталась Арчилу Гомиашвили. И не просто так: еще в 1958 году актер поставил моноспектакль «Похождение Остапа Бендера», взяв за основу роман «Золотой теленок» и сыграв все существенные для сюжета роли.

Но быть Бендером хотели многие! Георгий Данелия, собираясь снимать этот фильм, предлагал роль Владимиру Басову. Потом вышло так, что Данелия снял комедию «Не горюй!» и признался, что перегорел экранизировать любимую книгу, так что «Стулья» достались Гайдаю.

Андрей Миронов тоже мог стать Остапом, но режиссер не согласился с его кандидатурой. Другие претенденты тоже не были новичками: Евгений Евстигнеев, Александр Ширвиндт, Спартак Мишулин, Валентин Гафт, Алексей Баталов, Фрунзик Мкртчян — и это далеко не полный список!

Реальными претендентами были даже Никита Михалков и Владимир Высоцкий, но у обоих по разным причинам не вышло сняться в этом фильме. Кстати, именно Высоцкий и посоветовал Гайдаю взять на роль Гомиашвили.

И когда в «Госкино» возмутились выбором на эту роль грузина, Леонид Иович отстоял Арчила: «Папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?»

Благодаря Остапу у актера все наладилось: ему дали квартиру, осыпали премиями и запомнили как лучшего исполнителя этой роли. Интересно, что почти во всех сценах Бендер говорит голосом Саранцева, а поет вместо Гомиашвили Валерий Золотухин.

Киса Воробьянинов и больная голова

В отличие от Бендера, на роль Кисы очереди претендентов не было, и Гайдай предложил этого персонажа Сергею Филиппову. Но незадолго до съемок актеру диагностировали опухоль мозга, и у него сильно болела голова.

Поэтому режиссер принял решение снимать вместо него Ростислава Плятта и даже отснял несколько пробных эпизодов.

Филиппов был расстроен и попросил Гайдая продолжить съемки с ним. Ростислав, узнав об этой ситуации отдал роль. Несмотря на то, что от боли Сергей порой забывал слова, ему удалось завершить начатое, а после операции на мозге — и озвучить Кису. Плятт в итоге стал исполнителем закадрового текста.

Отец Фёдор и шторм

Михаил Пуговкин быстро получил эту роль, но был вынужден спросить разрешения у своей верующей матери. После согласия все шло хорошо, пока не дошли до сцены с гарнитуром генеральши Поповой.

Этот эпизод хотели снять на фоне шторма, но его ждали несколько месяцев! И только в конце октября 1970 года удалось получить нужные кадры. Пуговкин сетовал, что после съемок заболел радикулитом.

В другой сцене отцу Федору пришлось сидеть на высокой скале. Михаил ужасно боялся высоты, его поднимали туда пожарным краном, сцену сняли… а высота в кадре не чувствовалась. Пришлось вместо натуры переснимать в павильоне.

Случайная Грицацуева

На роль мадам Грицацуевой отлично подходила Галина Волчек, имевшая большой опыт игры в комедиях. Претендовала на нее и Нонна Мордюкова, но не была достаточно смешной на экране.

Гайдай почти утвердил Волчек на роль, как звукооператор Владимир Крачковский привел на площадку свою жену Наталью, и именно она показалась режиссеру идеальной кандидатурой.

Крачковской было непросто: погоню за Бендером снимали почти две недели, и ей приходилось то бегать по лестницам, то прыгать буквально в никуда. Но она ни разу не пожалела!

Оцените статью
Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев»
«Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель, а из моих мужиков — лучший театр Европы!»