Но в те годы было много фильмов, скажем так, раскрепощенных, но именно «Асса» стала одним из главных символов начавшихся перемен.
Почему так произошло? Немалую роль здесь сыграла формула наложения смыслов, которые в фильме переплетены за счет нескольких сюжетных линий, в который часто принимают участие одни и те же герои.
Главный лейтмотив – любовный.
Сюжет развивается вокруг классического любовного треугольника: постепенно стареющий криминальный авторитет Крымов, его относительно молодая подруга Алика, которой он когда-то помог в трудную минуту, после чего она осталась с ним, и местный парень Бананан, у которого с Аликой постепенно возникает взаимное теплое чувство.
Именно эта сюжетная линия приводит к главной развязке фильма, когда два участника этого треугольника погибают.
Теперь обратимся ко второй линии – криминальной. Тут режиссер «играет» от личности Крымова, который приехал в Ялту, чтобы завершить несколько своих важных дел, каждое из которых подпадает по статью Уголовного кодекса РСФСР.
На фоне этой линии Сергей Соловьев показывает, как на фоне бравурных советских лозунгов в стране действует организованная преступность. На фоне преступлений Крымова показано загнивание общества.
Когда герой Станислава Говорухина лежит на диване с подругой и слушает по радио песню Джо Дассена, он как раз и сетует на застой в советском обществе. Именно этот застой позволяет Крымову паразитировать на советской экономике.
Не секрет, что за любым крупным криминальным авторитетом в СССР велась слежка со стороны органов. Поэтому в фильме очень хорошо представлена третья линия – чекистская.
Ее главные представители – сотрудники КГБ Вадим – полноватый мужчина с бородой и высокая женщина по имени Елена. Они как тени следят за ключевыми событиями в фильме.
Есть в фильме очень важная историческая сюжетная линия, выстроенная на нескольких эпизодах романа историка Натана Эйдельмана «Грань веков». Почему эта линия важна для фильма?
Во-первых, они дает зрителю ощущение, что все, что происходит в фильме – происходит накануне больших перемен. Именно такое ощущение было в обществе в момент убийства императора Павла I.
Помните пушкинское «дней Александровых прекрасное начало…». Во-вторых, убийство императора как бы указывает герою Говорухин, который читает роман, о том, что петля затягивается, и развязка будет связана с гибелью.
Стоит отметить, что фильм заправлен отличным саундтреком, в которым представлена отличная смесь от ансамбля «Веселые ребята» эпохи Владимира Матецкого до Гребенщикова, Жанны Агузаровой и Виктора Цоя. Музыка рождает свои смыслы и настроения в фильме, но это лишь аккомпанемент к происходящему.