Фильм Бондарчука «Борис Годунов»: последний шедевр великого режиссера

Для Сергея Федоровича Бондарчука 1986 год выдался непростым.

В мае прошел знаменитый V съезд Союза кинематографистов, на котором прежнее руководство в лице Бондарчука, а также его коллег Евгения Матвеева и Льва Кулиджанова, было отстранено от управления не только Союзом, но и не могли больше задавать тенденции в политике советского кинематографа.

После этого постепенно отменили цензуру, достали с полки и выпустили на экраны ранее запрещенные фильмы, стали поднимать в кино темы, на которые ранее было наложено табу.

Тем не менее, Сергей Бондарчук смог снять масштабное историческое полотно «Борис Годунов». Тогда еще жаловался Георгий Данелия, которому на «Мосфильме» не могли сшить костюмы для киноленты «Кин-дза-дза», потому что швейный цех работал на «Годунова».

Фильм получился очень достойный, интересный и полезный – именно по такому кино и нужно изучать историю.

Действие фильма происходит в самом конце 16 столетия перед началом Смутного времени. Борис Годунов восходит на русский престол после смерти Федора Ивановича и гибели младенца Дмитрия. Нового царя юродивый обвиняет в убийстве младенца с целью захватить престол. Страна находится на пороге новых потрясений.

После неудачной дилогии «Красные колокола» Бондарчук решил обратиться к классике, и взял за основу нового фильма пьесу Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Главную роль режиссер сыграл сам, получилось убедительно – Сергею Федоровичу подходит этот образ.

Бондарчук показал страдания нового царя, страдания всей страны, обманутой самозванцем Григорием Отрепьевым, провозгласившим себя Лжедмитрием I. Есть здесь символы, например, падение колокола, знаменовавшее непростые времена, торт в виде московского Кремля на банкете польских гостей.

Конечно, батальные сцены здесь не такие эпичные, как в киноэпопее «Война и мир» и фильме «Они сражались за Родину», понятно, что сравнивали, и сравнивать будут всегда. Но выглядят такие сцены очень достойно. Снято на высоком уровне.

Это произведение Пушкина в середине 80-х годов с исторической точки зрения был очень актуален, потому что мы в очередной раз разбивали колокол и шли в неизвестное будущее.

Но фильм «Борис Годунов» оказался тогда в тени, не был оценен по достоинству на фоне нового перестроечного кино, которое активно захватывало экраны. Многие фильм не поняли, и проигнорировали.

Да, недостатки есть, не везде режиссер сделал акценты правильно, какие-то момент пропустил. Но достоинств у этого фильма намного больше, чем недостатков. Бондарчук очень бережно перенес пушкинский текст на экран, актеры играют реалистично, хотя говорят стихами.

Очень точно подобраны актеры: Василий Шуйский — Анатолий Ромашин, Григорий Отрепьев – Александр Соловьев, Петр Басманов – Анатолий Васильев, патриарх Иов – Роман Филиппов, бродяга Варлаам – Георгий Бурков, капитан Вальтер – Норберт Кухинке, ну и сам Бондарчук в роли царя Годунова.

Очень достойный вышел фильм, который полезно посмотреть и современному зрителю.

Оцените статью
Фильм Бондарчука «Борис Годунов»: последний шедевр великого режиссера
Многие не понимают, чем красавица Ирина Алфёрова отличалась от «обыкновенных», Ольги Жулиной и Светланы Савёловой