Эра Зиганшина не скрывает: кинороли нужны ей только для заработков. Настоящее дело для неё — театр: только там, видя реакцию зрителя, можно стать настоящим мастером.
Девочка по имени «Воэра»
Она появилась на свет 1 февраля 1944 года в Казани. Необычное имя было признаком времени: тогда многие выдумывали для своих детей странноватые имена, создавая их из соединения «эпохальных» слов.
Вот и отец малышки, инженер Гараф Зиганшин, решил назвать дочку Воэрой, что означает — «Военная Эра». Но потом поддался на уговоры жены и оставил лишь вторую часть слова. Потом девочке пришлось, конечно, выдерживать дразнилки одноклассников: мальчишки называли её «Эпохой».
Дружила с бандитами
Впрочем, она уже тогда никому не давала себя в обиду, став Маленькой Разбойницей задолго до того, как появилась в этой роли на экране. Её друзьями детства и юности были уличные хулиганы и малолетние бандиты: позднее в районе, где она выросла, сформировалась знаменитая «Казанская группировка».
Уже в десять лет Эра была «своим парнем» в этой среде — её уважали за безрассудство, отвагу и… умение виртуозно ругаться.
Сбежала из дома
Но в то же время Эра любила театр и с удовольствием ходила в кино — на фильмы с Любовью Орловой. Девочка занималась в театральной студии и планировала играть на сцене. Сопротивление родителей её не испугало: окончив школу, непокорная девчонка сбежала из дома, самостоятельно отправившись в Москву.
Не сломила её и первая неудача — ни в один театральный вуз её не приняли. Эра повторила попытку год спустя — и стала студенткой Щукинского училища. Родители, правда, не изменили своего мнения: они демонстративно не помогали дочери материально, и Эре пришлось жить на маленькую стипендию.
Вскоре, впрочем, она бросила «Щуку», чтобы переехать в Ленинград — она увидела постановку Георгия Товстоногова и решила продолжать обучение у него, в студии при БДТ. Девушка надеялась остаться работать в этом театре, но Товстоногов её не взял: посчитал слишком своенравной и не способной нормально работать в коллективе.
Это стало сильным потрясением для Зиганшиной. Но сдаваться она не привыкла. И поступила на работу в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола.
«Маленькая Разбойница»
Свою первую кинороль Эра получила, как она потом откровенно рассказывала, благодаря «разбою и бесстыдству». Вместе с ней в театре работал актёр Николай Боярский — дядя Михаила Боярского. От него молодая актриса узнала о начавшихся на «Ленфильме» съёмках фильма-сказки «Снежная королева».
Он посоветовал ей пойти на пробы — вдруг возьмут? Не взяли: у студии уже была утверждённая «Маленькая Разбойница». Огорчённая Эра выкрикнула: «Всё равно, кроме меня, никто так не сыграет!» — и в слезах выбежала на улицу. А через пару дней получила вызов на пробы.
Пришла и узнала: её конкурентка не справилась с ролью. Они переодевались в одной гримёрке: девушка-«неудачница» снимала с себя по очереди штаны, рубаху, курточку, — а Эра тут же надевала ещё тёплые вещи на себя. Было ощущение, будто это то ли вещи с убитого солдата, то ли вообще чужая кожа…
Тогда 20-летняя Эра сильно расстроилась: как-то нехорошо начинается её путь в кино. Но потом постаралась отбросить это чувство, — в конце концов, ей предстояло играть Разбойницу, тут без нахальства и «бесстыдства» не обойтись.
Сцена из спектакля «Фердинандо» по пьесе итальянского драматурга Аннибале Руччелло в постановке Романа Виктюка. В роли Донны Клотильды — актриса Эра Зиганшина. Театр Романа Виктюка МИА «Россия сегодня»
Кино — только ради денег
Фильм получился успешным, Зиганшину засыпали лестными отзывами, но она самой себе не понравилась на экране. И вообще съёмки в кино оказались не такими, как она себе представляла. Эра привыкла к «театральному братству», а на киносъёмках все казались отстранёнными, разобщёнными, далёкими.
Новые роли «плохих девочек с добрым сердцем» не заставили себя ждать. Но актриса не хотела повторяться — и соглашалась играть только в том случае, если роль была для неё интересной. Например, в мюзикле «Небесные ласточки» она сыграла одну из воспитанниц пансиона благородных девиц — Урсулу.
Но это произошло уже через 10 лет после «Снежной королевы». Зиганшина отказывалась от многих ролей, и постепенно её вообще перестали приглашать. Актриса сосредоточилась на театре. А на киноэкране вновь появилась только в 90-х, да и то вынужденно: в театре тогда невозможно было выжить.
Она честно признавалась: никаких «розовых очков» у неё не было, съёмки в кино нужны были исключительно для заработка, чтобы не умереть от голода. Зиганшина называла себя «циничной» и подчёркивала: ей никогда не нравилась работа в кино, но жить-то было надо. Хотя были и исключения.
Эра Зиганшина и Аркадий Волгин в роли Свидетелей истории во время прогона спектакля «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Александрийского театра в Московском художественном театре имени А.П. Чехова МИА «Россия сегодня»
Два гения: с Романом Виктюком
Зато она «отрывалась» в театре, когда работа там снова стала возможной. Эра Зиганшина считает себя именно театральной актрисой, для неё важна реакция зрителей в зале, а как можно воздействовать на людей, глядя в «бездушную» камеру, ей непонятно.
В театре она всегда позволяла себе выбирать — и роли, и режиссёров. Одним из своих любимых режиссёров Зиганшина называла Романа Виктюка.
Она признавалась: порой между ними случались эмоциональные перепалки с применением нецензурной лексики, но оба считали друг друга гениями, и удовольствие от совместной работы было обоюдным.
Правда, Виктюк был единственным, кому Эра Зиганшина позволяла с собой переругиваться. Другим режиссёрам она никогда бы такого не разрешила.
Мужья и дети
Эра Гарафовна и сейчас продолжает играть в театре и сниматься в фильмах и сериалах. Что же касается личной жизни — то и здесь проявился строптивый характер «Маленькой Разбойницы». Она была замужем за актёром и режиссёров Владимиром Головиным, родила двоих детей — сына и дочь, но вскоре ушла от мужа.
Потом в её жизни были романы и увлечения, она родила ещё одного сына — Владимира. В отличие от старших детей, которых она сознательно оберегала от влияния театральной среды и не допускала даже мысли, что они станут актёрами, Владимиру она мешать не стала.
Он попробовал себя в качестве режиссёра, но разочаровался в этой профессии и выбрал журналистику. Вообще о личной жизни Эра Зиганшина говорить не любит — такие вопросы для неё табу. Для неё по-прежнему главным в жизни остаётся театральная сцена.