В 1970 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Александра Митты «Гори, гори, моя звезда». Когда шли съёмки, у картины было рабочее название «Комедия об Искремасе», в честь главного героя фильма, который по модной традиции того времени взял себе фамилию-аббревиатуру.
Его новая фамилия Искремас означала популярный в те годы лозунг «Искусство революции в массы!».
Сюжет фильма происходит в разгар гражданской войны где-то на севере Таврии. В небольшом заштатном городке уже есть советская власть и организован местный Ревком.
Но в окрестностях орудует махновская банда, и ко всему прочему, в тех же местах белогвардейский полк пробивается на воссоединение с войсками барона Врангеля в Крыму.
И в это неспокойное время в городок прибывает «Революционный Всенародный Театр-Эксперимент» в лице всего одного, но очень деятельного молодого человека, который является одновременно и актёром, и режиссёром, и автором своих спектаклей. А далее развиваются события, полные как юмора, так и драматизма.
Известно, что авторы сценария (Юлий Дунский и Валерий Фрид) главную роль писали для Ролана Быкова. Поэтому, когда роль отдали Олегу Табакову, у них были опасения, что задуманное не будет исполнено. Но Табаков сыграл именно так, как они хотели.
Чтобы тема революционной борьбы не довлела над сюжетом, режиссёр в фильме сделал упор на гротеск. Например, также было сделано в «Бумбараше» и «Интервенции».
И именно так удалось из чисто пропагандистской агитки (на это надеялись члены худсовета, когда утверждали сценарий), сделать увлекательный и местами даже забавный фильм.
В целом режиссёру удалось избежать серьёзных претензий от членов художественного совета. Единственно, в чём пришлось уступить, так это сменить название картины. Руководству не понравилось, что имя «Искремас» напоминало «Фантомас», фильмы о котором в то время были очень популярны у советской молодежи.
А тут всё-таки речь шла о «святой революционной борьбе».
Через много лет Олег Павлович Табаков рассказывал, что в том фильме он в первую очередь старался играть так, чтобы понравиться даже не режиссёру, а лишь одному будущему зрителю – Ролану Быкову. И ему это удалось, так как Ролан Антонович похвалил Табакова сразу после премьеры.
В то время Ролан Быков уже больше занимался режиссёрской работой, поэтому времени на актёрские предложения у него оставалось мало.
Этот фильм также знаменателен тем, что в недавних откровениях Елены Прокловой о «домогательствах со стороны очень известного актёра», она, скорее всего, имела в виду съёмки этой картины. Актриса, конечно, открыто об этом не сказала, но знатоки кино быстро вычислили, что речь могла идти только об этом фильме.
В описании картина заявлена как трагикомедия, и, с моей точки зрения, она полностью соответствует такому жанру.
Помимо выше указанных актёров в фильме играет замечательная команда: Евгений Леонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков, Леонид Куравлёв, Владимир Наумов, Рогволд Суховерко, Нонна Мордюкова, Любовь Соколова и др.