В советском кино поначалу не было официальной профессии «каскадёр», и артисты сами выполняли сложные и опасные трюки в кадре. Считается, что начало профессии каскадера положил в 1948 году Иосиф Виссарионович Сталин, который любил свободное время проводить с новой кинолентой.
Посмотрев один из американских вестернов, он возмутился, почему в Союзе так не снимают: «Где наши смелые люди?».
Вскоре на экраны вышла картина «Смелые люди», состоящая на четверть из конных трюков, которые выполнил знаменитый цирковой артист Алибек Кантемиров. Специально для съемки эпизода с падением лошади Кантемиров разработал прием подсечку.
В целом он поставил для кинематографа около сотни трюков. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадеров.
Но во время киносъёмок актёры не всегда прибегали к услугам профессионалов, часто неоправданно рискуя. Нашим зрителям памятны те трагические моменты, когда съёмки опасных кадров стоили актёрам жизни.
На съемках фильма «Так никто не любил» в 1962 году Инна Бурдученко без дублёра отыгрывала сцену выноса знамени из горящего дома и во время третьего дубля не смога вовремя покинуть объятое пламенем строение из-за застрявшего в половице каблука. На нее обрушилась горящая балка, актриса погибла из-за множественных ожогов.
В 1965 году на съемках фильма «Директор» несчастный случай забрал жизнь 33-летнего Евгения Урбанского. Несмотря на то, что у актёра был постоянный дублер, профессиональный спортсмен, большинство трюков он старался выполнять сам.
Грузовик, за рулем которого находился Евгений, подпрыгнув на песчаном бархане, неожиданно перевернулся. Актер сломал шейные позвонки и погиб по дороге в больницу.
Чтобы эти и другие трагические страницы истории кино не могли повториться, самые опасные и сложные сцены снимают с помощью профессиональных спортсменов, способных предусмотреть и предотвратить неожиданный поворот событий. Давайте вспомним о тех, кто дрался, падал, тонул, горел вместо советских кинозвёзд.
Александр Иншаков — знаменитый каскадёр, актёр, продюсер, который ставил трюки во многих советских фильмах и снимался сам («Крестоносец», «Бригада»). Александр пришел в кино из спорта – он был первым чемпионом Москвы по карате.
Его каскадёрские работы встречаются в фильмах «Человек с бульвара Капуцинов», «Тегеран-43», «Асса», «Плюмбум, или Опасная игра», «Холодное лето 53-го» и других. Он дублировал Александра Абдулова, Леонида Ярмольника, Гойко Митича.
Стал продюсером популярного сериала «Бригада», снимался и ставил трюки в картинах «Крестоносец» и «Мальтийский крест». В 1991 г. Иншаков организовал и возглавил Ассоциацию каскадеров России.
По мнению киноведов, «Человека с бульвара Капуцинов» — самый зрелищный фильм. Не зря картина получила приз «За лучшую драку между советскими актерами» — в этом немалая заслуга Иншакова и его коллег.
Но, как утверждает мастер, и профессионалы не всегда успешно справляются со своими задачами и порой получают травмы.
Опытному фехтовальщику Владимиру Балону довелось ставить бои в картинах «Чертова дюжина», «Шаг с крыши», «Берегись автомобиля». Но прославился он своим мастерством в кинолентах «Д’Артаньян и три мушкетёра» и «Гардемарины, вперед!».
Больше всего мастер гордился своей дракой между Боярским и Жигуновым в «Гардемаринах», которая начиналась в комнате, продолжалась на винтовой лестнице, потом на балюстраде, пока оба не упали вниз и не влетели в комнату, с которой начали.
Трюки в «Мушкетерах» ставил мастер спорта и вице-чемпион СССР по самбо Николай Ващилин.
Он же выполнял свою работу и в «Сибириаде», «Острове сокровищ» и «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Из рук руководителя курса трюковой подготовки актеров ЛГИТМиКа вышло несколько десятков каскадёров для «Ленфильма».
Ващилину однажды пришлось гореть в кадре вместо Никиты Михалкова, а в другой раз перепрыгивать с одной сосны на другую вместо Виталия Соломина. О сложностях профессии каскадёра красноречиво говорит название написанной им книги: «Мы умирали по воле режиссёров».
Ставил трюки с авто- и мототехникой Александр Микулин. Его участие потребовалось в более чем 70 фильмах 60-80-х годов. Микулин был не только исполнителем трюков, но и их изобретателем, вместе с конструкторами занимался доводкой, переделкой автомобилей для съемок.
Александр Микулин получил высшее юридическое образование и окончил Высшие режиссерские курсы. Работал на картинах у Рязанова, Наумова, Швейцера, Кеосаяна.
На съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» Александра Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере» дублировал Владимир Жариков. К этому моменту съёмок долго готовились и снять надо было с одного дубля. От удара автомобиля о воду двери заклинило.
Вода стала заполнять кабину. Каскадёр долго не мог открыть двери и чуть не захлебнулся. Вообще, во время работы в фильме Жарикову досталось изрядно. Он был регулировщицей, которую Фокс сбил на дороге, и официанткой, которой Фокс разбивает окно в «Астории».
Причём, каскадёру пришлось вылететь настоящее стекло (в Голливуде на тот момент для таких целей уже использовали мягкий пластик).
Были среди актёров такие везунчики (или умельцы!), как Андрей Миронов, например. В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» он все рискованные трюки выполнял сам. Актёры-итальянцы называли его «сумасшедшим».
Ещё Миронов спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись руками за пролет разведенного моста, причем в это время внизу проплывал пароход…
Об этих отважных мужчинах можно было бы поговорить ещё — их много в нашем кино…
Честь и хвала мужественным представителям актёрской профессии, которые делают наши фильмы интереснее, а события в них достовернее!