Даже для Москвы, а тут — провинция. Посмотрите внимательно: у неё чистая, нормально, хотя и не роскошно обставленная квартира, мать постоянно что-то готовит, делает покупки.
Да! У Верочки — своя комната, что даже в позднем СССР бывало не у всех, а в педагогической прессе и журнале «Здоровье» писалось, что наличие своего пространства — обязательное условие для детского развития, но, увы — не всем пока даётся.
Родители маленькой Веры — оба трудятся. Да, не академики. И даже не хореографы. Но — не быдло. Он — водитель КАМАЗа, она — диспетчер на производстве. Диспетчер — это сотрудник, который способствует бесперебойной работе предприятия.
Это лицо со средним техническим образованием, а глав-диспетчер — всегда с высшим. Старший сын Виктор — врач. Не знаю, как сегодня, но в СССР поступить в медицинский было очень трудно, а учиться там — ещё труднее. А этот — окончил вуз.
Работает хирургом. И не в родном городе Жданове, а в Москве. Попробуйте в советские времена, будучи провинциалом, зацепиться за Москву! И не просто хитренько зацепиться, но — прилично, по-людски устроиться.
Скажете: по сюжету Виктор женат на москвичке, вот и вся разгадка. Но и это тоже говорит явственно: не самый завалящий мальчик. Судя по всему, в школе был круглейшим отличником.
Говорите, что папа у Веры — бухает? Но в те годы пили …все. В смысле — все слои населения. Понемножку. А уж как закидывались творческие работники и прочие «инженеры человеческих душ»…
Даже антиалкогольные меры не очень-то помогали. Кстати, отец у них не запойный, не алкаш. Пьянь обычная. Судя по диалогам, на работе его ценят, он не прогульщик. Он из тех, которые «всё — в дом».
Безусловно, не особо развитые люди, но каким-то образом воспитали Виктора-врача. Сама Вера? Не удивлюсь, если в младшей школе училась на пятёрки, а потом ещё пару лет слыла хорошисткой.
У неё знаний — маловато, но именно тех знаний, которые появляются, благодаря чтению («Серёжа, а что такое платоническая любофф?»). Прелюбопытно мама там пошутила: «Ария Бизе из оперы Хозе». То есть она поймала игру слов и смысл-перевёртыш.
Кавалеры-то у Верочки — не помойка. Того, что бегает по городу в клетчатых штанах и дерётся на дискачах, она не выбрала. Андрюша-мажор, которого провожали в мореходку, упакован весьма прилично — даже видак имеется.
И мама — этакая королева импорта. Супруга загран-плавающего моряка. Спрашивает Веру: «Ну что, вместе корабли встречать будем?» И Вера для неё, хотя и не самый лучший, но и не самый отвратительный вариант невестки.
Не выбрал же Андрюша всё ту же Чистякову. Или студент Серёжа, у которого родители — «в братской Монголии», то есть выездные. Да, ему потом сделалось уныло и с Верой, и особенно с её папашей.
Так и спросил: почему они у тебя такие тупые? Они не тупые, а наивные. Можно, конечно, сказать: Верочку избрали за броскую внешность, для быстрой любви. Хм. Оба на ней хотели именно жениться.
Да и Чистякова — не так уж проста, хотя, и дует бражку. Попробуйте сочинять экспромты в рифму… Девочка просто педагогически запущенная, и у неё даже больше шансов, чем у Веры — в плане умственных способностей.
И вообще, «Маленькая Вера» — это не о маргиналах, а о типовых. Обо всех и каждом. В этом-то и был глубинный смысл картины, а не в смешноватой «половой сцене», на которою почему-то многие тогда ломились.