«Школьный вальс» — зачем Зося совершила тот роковой шаг?

Одним из шокирующих эпизодов кинофильма «Школьный вальс» (1978) был момент, когда Гоша и Зося просыпались вместе. Я бы сказала, что несмотря на акселерацию юношества, подобные казусы довольно редко показывали в кино.

Честно говоря, я не помню второго такого же фильма. Много показывали о первой «весенней» любви, о поцелуях украдкой и, …как в песне из другого фильма: «Ну как забыть звончей звонка капель / И девочку, которой нёс портфель?»

А тут – бац! – и детство кончилось! Причём, так резко, что оторопь взяла, причём не столько героев, сколько зрителей. Возникает вопрос: для чего Зося так резко завершила романтический период своей лав-стори и позвала Гошу с чёткими целями, которые не обговаривались, но подразумевались?

Это не от гормонального всплеска и не от желания привязать к себе парня. Этим, как раз, не привязывают.

Это вышло спонтанно и при том, физиология сыграла тут последнюю роль. Что случилось перед тем?

Зося окончательно поняла, что её жизнь совершенно не волнует самых близких ей людей – родителей. Да и друг друга они не волнуют. Чета Кнушевицких давно жила как бы врозь, даже не сосредотачиваясь на своём ребёнке. В одной из статей я назвала Зосю «балованной» — это неправильно.

Она – сытая, хорошо одетая, живёт в центре Москвы (большая-отдельная-квартира в центре столицы – это более, чем круто в 1970-х, это — статус). Балованная – это о другом; это – Дина, которую обожают папа с мамой, выполняя все её прихоти.

Дина – классическая мажорка. Зося – нет. Старомосковская интеллигенция (возможно, из дореволюционной шляхты), но респектабельная, при хороших средствах.

Папа – главврач, а это тоже – весьма высоко. Зося – это обездоленность при уровне жизни выше среднего. Так вот за несколько часов до своего «падения», девушка узнала, что у её матери есть …возлюбленный, тогда как отец живёт …в своей, параллельной реальности.

Зося ощутила холод и предательство со стороны обоих «предков». Точнее, тот холод был уже давно, а вот предательство – впервые.

Эффектная мать на глазах семьи болтает по телефону со своим кавалером. Часами! Потом Зося сбегает в ночь. Когда Гоша приходит к ней, мама удивлённо и раздражённо констатирует, что не в курсе, куда ушла её взрослая девица, за которой надзор уже не надобен.

А надобен! И вот, встретившись во дворе со своим парнем, Зося каким-то десятым чувством понимает, что Гоша – это единственный близкий ей человек и решает усугубить эту близость.

Ей срочно понадобилось тепло, причём явное, буквально на телесно-тактильном уровне. Она совершила ошибку, но именно эта ошибка привела её к реальному взрослению: беременность – очередное предательство (уже со стороны Гоши), уход из дома, работа, рождение Васьки.

И – встреча с инфантильным Гошей на традиционном сборе выпускников.

Когда в разборах и комментариях пишут, что финал – открытый, и, быть может… Нет, не может. Он для неё – пройдённый этап. К тому же, у Зоси в кои-то веки появился …близкий человек, который любит её безусловной любовью. Ребёнок.

Кнушевицкая на протяжении всего фильма хотела заполучить …родственника и — получила его. Ради этого можно пройти даже через испытания.

Оцените статью
«Школьный вальс» — зачем Зося совершила тот роковой шаг?
Андропов сам предложил идею Семенову: как создавали детектив «ТАСС уполномочен заявить…»