Моцарт и Сальери в пылу Гражданской войны, интересные факты про забытый шедевр советского кино

Интересный приключенческий фильм «Поэт» к сожаленью забыт в наши дни, а жаль. Это поэтическое кинополотно, в котором красота искусства воспета в грозных реалиях гражданской войны, поражает своей красотой, а острота сюжета не позволяет, хоть на миг оторваться от экрана.

Над этим фильмом работали по-настоящему выдающиеся творцы. Режиссёр Борис Барнет, работы которого изучают в кинематографических учебных заведениях по всему миру, и ведущий советский писатель Валентин Катаев, автор культового произведения «Сын полка».

Идея создания фильма принадлежит Катаеву. Валентин Петрович был человеком много  повидавшим, и сценарий фильма во многом основан на его специфическом жизненном опыте.

Один из патриархов советского соцреализма в юности склонялся к черносотенным взглядам и дружил с  антиподом советской культуры Иваном Буниным,  которого считал своим учителем. Катаев геройски воевал в первую мировую и в гражданскую на стороне белых.

Огромная часть жизни писателя связанна с Одессой. Там он родился и там же стал одним из организаторов заговора против занявших Одессу красных. Планировался захват маяка для поддержки высадки белого десанта.

Заговор был раскрыт чекистами, и все его участники кроме Валентина Катаева и его младшего брата Евгения были расстреляны. Судя по всему спастись братьям удалось благодаря тому, что в одесском ЧК, на высоких должностях работали хорошо знавшие братьев коллеги по творческому цеху.

К слову младший брат Валентина Катаева известен под псевдонимом Евгений Петров. И да это тот самый Евгений Петров соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым они написали книги «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» и «Одноэтажная Америка».

В фильме «Поэт» мы увидим борьбу белых и красных за портовый город, схожий своими чертами с Одессой, и в том числе деятельность подполья, как белого, так и красного, об этом автор знал не понаслышке.

По иронии судьбы режиссёр фильма Борис Барнет, хотя и происходил из буржуазной семьи, был сторонником революции и в восемнадцать лет пошёл добровольцем в Красную армию.

В годы Великой Отечественной Войны Катаев трудился фронтовым корреспондентом, а Барнет работал над созданием духоподъёмных лент и выезжал со своими фильмами в госпитали и воинские части.

Прототипом главного героя стал близкий друг Катаева поэт Эдуард Багрицкий.  Багрицкий был до революции модным одесским поэтом, в гражданскую войну пошёл добровольцем в красную армию. Много трудился на благо советской власти, не жалея себя.

К сожалению, ушёл в тридцать лет, от обострения бронхиальной астмы, которой страдал с детства.

Основной конфликт фильма построен на  противопоставлении двух приятелей-поэтов — потомственного дворянина и посредственного поэта Орловского, во время Гражданской войны выступавшего на стороне белых и простого, обладающего ярким талантом — Тарасова, примкнувшего к красным.

Такие «Моцарт и Сальери» на фронтах Гражданской войны .

Несмотря на то, что в фильме без прикрас показана жестокая борьба  между респектабельными горожанами и восставшей чернью, воспринимается лента как красивая и яркая поэма, и каждый кадр в ней изобразительная картина, наполненная поэтическим смыслом.

Оцените статью
Моцарт и Сальери в пылу Гражданской войны, интересные факты про забытый шедевр советского кино
«Этого не было в сценарии»: самые удачные импровизации актеров, которые украсили наши любимые фильмы