Ну и где, по вашему, ещё блистал, безусловно талантливый Олег Евгеньевич, кроме своего «сакрального» Костика у Михаила Казакова в 1982 году? Да, у трепетного Никиты Михалкова в драме «Утомлённые солнцем», его загадочный Дмитрий Арсентьев, весьма впечатляет.
А вот в фильмах «Мой любимый клоун» и этих … «Притяжениях»-«Вторжениях»… уже нет.
Недавно, кто-то, как специально, показывал по «тарелке» его Остапа Бендера, в «печальной» 8-серийной постановке дебютантки Ульяны Шилкиной, комедии «Золотой телёнок», совершенно выбившей самолюбивого Меньшикова из рабочей «колеи».
Конечно, последующее участие у обстоятельного Михалкова в двух масштабных «Утомлённых солнцем 2», немного скрасили этот очевидный провал. И всё же…
Так, а что же наш замечательный, противоречивый, импульсивный и прекрасный Валентин Гафт. Как ни странно, а может и благодаря интересной внешности, артиста дважды приглашали играть французов.
Дебютировав в картине Михаила Ромма в роли некого Роже, он никак не мог совладать с предложенным текстом. Правда, это касалось и самого Иннокентия Смоктуновского, настолько «зажатого», что его просто хотели убрать из фильма.
Да, а потом Гафта пригласили на окончательно провальную историю под названием «Русский сувенир», где Валентин предстал в качестве французского композитора Клода Жерара.
Обе ленты, как ни странно, были довольно тепло приняты зрителями, но вот молодой Гафт в них, весьма далёк от блеска, всё того же «Костика», из «Покровских ворот».
Нет, его Герман Николаевич Балашов в телепостановке Анатолия Эфроса «Таня» 1974 года, уже впечатляет. Но вот дворецкий Брассет, мило попивающий «Шампанское» в культовой комедии следующего года «Здравствуйте, я ваша тётя!», в исполнении 40-летнего Гафта, просто бесподобен.
Лично я преданно люблю мелодраму 1976 года «Дневной поезд», где Валентин Иосифович, на мой взгляд, сыграл лучшую в жизни роль. Абсолютный шедевр режиссёра Инессы Селезнёвой, с очаровательной Маргаритой Тереховой, так же блистательно справившейся со своим интересным персонажем.
А «на сладкое» остаются две истории, от уникального в те годы, Эльдара Рязанова.
Конечно же, председатель правления гаражного кооператива, ветеринар НИИ охраны животных от окружающей среды, в исполнении Гафта в фильме «Гараж», и его полковник Иван Антонович Покровский в картине «О бедном гусаре замолвите слово» — просто бесподобны.
Вообще, если… зачем-то… сравнивать вехи творчества «раннего» Олега Меньшикова и «зрелого» Валентина Гафта, то я бы однозначно высказался БЫ в пользу … последнего. Хотя, думаю, что у многочисленных поклонников одарённейшего Олега Евгеньевича, безусловно, будет иное мнение.