Он может и простой, и примитивный, и пошловатенький, но это кино СМЕШНОЕ. Факт. При просмотре я действительно «хохотался» (с). За одну «хлебню моржовую» режиссеру Климу Шипенко можно простить многие несмешные моменты. Есть и другое кино.
«Невероятное пари, или истинное происшествие». Выдающийся режиссер Владимир Мотыль и гениальные актеры от Алексея Петренко до Ирины Муравьевой. Экранизация Чехова! Не смешно ни секундочки. Фильм обозначен как комедия. Вот записали бы его в артхаус — вопросов бы не было.
Это был бы просто очень плохой артхаус, куда хуже фильмов Балабанова или Киры Муратовой. Но как КОМЕДИЯ «Невероятное пари» Мотыля даже сравнить нельзя с Холопом. Несмотря на то, что в первом фильме Михаил Козаков, а во втором Милош Бикович.
«Карнавальная ночь» — также комедия. Любовная линия в ней достаточно поверхностная и где-то на втором плане. Критика бюрократов и крючкотворов тоже. Главное в этом фильме — весело встретить Новый год под хорошие песни.
Я сейчас о зрителях говорю, не о героях. И кто главный комический герой в «Карнавальной ночи»? Да и вообще главный герой? Конечно же не Лена Крылова и тем более не Гриша Кольцов. А Огурцов. Товарищ Огурцов. Серафим Иванович.
Комедия Рязанова простая как спичка. Это далеко не «Джентльмены удачи» и даже не «Самая обаятельная привлекательная» со множеством скрытых смыслов. Весь сюжет «Карнавальной ночи» строится вокруг глупого и неуклюжего поведения Огурцова.
Написать эту заметку меня побудили многочисленные публикации на Дзен, озаглавленные примерно как «В защиту Огурцова» или «Почему Огурцов все делал правильно, а его оппоненты нет». Конечно же Огурцов все делал правильно с точки зрения сюжета!
Он просто не мог себя вести по-другому, потому что тогда и фильма бы не было.
Снова обращусь к моим любимым «Джентльменам удачи», как к образцовой «умной» комедии. Допустим, заведующим детсада, как две капли воды похожим на Доцента, оказался не отважный фронтовик Трошкин, а трусоватый бюрократ.
Но милиция все равно попыталась бы внедрить его в банду.
Что и привело к разнообразным коллизям. Могло такое быть? Легко. Но фильм получился бы уже другим. «Карнавальная ночь» именно поэтому такая смешная, что основные комедийные ходы связаны с неадекватным поведением Огурцова, его придирками, проколами, и промашками.
И при этом Огурцов совсем не вызывает неприязни, как многие другие бюрократы советского кино. Например, Нехода. Во-первых, Игорь Ильинский сам по себе очень позитивный и смешной. Во-вторых, понятно, что «партия Лены Крыловой» победит.
«Карнавальная ночь» поэтому и удалась, что там оказался такой нелепый и в конце концов безобидный Серафим Иванович. Именно он — самый «правильный» герой «Карнавальной ночи».
Именно его «идеальные» поступки с точки зрения развития логики сюжета привели к грандиозному успеху гениального фильма. Как можно не любить товарища Огурцова? Как можно его осуждать? И тем более — как можно всерьез обсуждать его поступки? Это же просто легкая комедия…