Несравненная классика, снятая в перестройку и тут же забытая

Вы видите смысловую близость словосочетаний «без солнца» и «на дне»? И тут, и там явный намёк на беспросветность и безысходность. Максим Горький, колоритно описавший жизнь обитателей ночлежки, поначалу и назвал произведение «Без солнца», но потом всё же выбрал другой вариант.

Пьеса «На дне» уже век остаётся театральным хитом и присутствует на афишах театров, в ней в разные годы играли патриархи сцены, а в одной из первых постановок в роли актёра Сатина блистал сам Константин Станиславский, основатель Московского Художественного театра.

В 1987 году за кинотрактовку пьесы взялся Юлий Карасик, именитый и опытный советский режиссёр. В известной мере это был риск:

фильм непременно стали бы сравнивать с классическими спектаклями и игрой мастодонтов сцены.

К тому же в том же 1987 спектакль выпустил Георгий Товстоногов в Ленинградском БДТ, и это был очередной успех режиссёра и прославленного театра. Но Юлий Карасик всё-таки рискнул. И в качестве названия использовал именно старый, отвергнутый Горьким вариант — «Без солнца».

По задумке Карасика, который также сам написал сценарий, фильм был отчасти экспериментальным:

в начале и в финале был некий намёк на современность.

Позже, уже после премьеры, Карасика за это упрекали, хотя, забегая вперёд, могу сказать, что картину это ничуть не портит, да и собственно «экспериментальности» на экране минимум, почти незаметный минимум.

А ещё режиссёр использовал очень небанальный и даже интригующий ход:

готовясь к съёмкам, он обратился к будущим зрителям со страниц газеты «Советская культура» и предложил им выбрать актёров на главные роли.

Отчасти пожелания зрителей были учтены, когда режиссёр утверждал состав.

А состав оказался поистине блестящим и даже уже поэтому картина «Без солнца» достойна внимания, которым она, увы, оказалась обделена.

Наталье Егоровой, Дарье Михайловой и Вере Глаголевой достались женские роли: Василисы, хозяйки ночлежки, её сестры Василисы и Насти (и поверьте, Вера Глаголева тут вас удивит).

Список исполнителей мужчин вполне можно приравнять к списку знаменитейших советских актёров: Иннокентий Смоктуновский и Алексей Петренко, Владимир Гостюхин и Михаил Глузский, Анатолий Кузнецов и Михаил Кокшенов, Владимир Стеклов и Афанасий Кочетков.

В небольших ролях Елизавета Никищихина, Елена Санаева, Анатолий Яббаров, Борис Юрченко, Владимир Виноградов.

Единственный неизвестным исполнителем в этой замечательной компании был рязанский театральный актёр Виктор Приз, сыгравший Актёра.

Он же стал и открытие фильма: живой, экспрессивный, немного театральный, как того и требовал образ, его Актёр заслужил похвалы критиков, хотя на дальнейшей кинокарьере Виктора Приза это не сказалось.

Лента «Без солнца» вышла в конце 1987 года. К сожалению, она не получила своей порции славы, несмотря на выдающийся актёрский ансамбль (в журнале «Спутник кинозрителя» фильм не без оснований назвали «демонстративно актёрским»).

Киноведы отозвались о трактовке Карасика сдержанно, отметив, что фильм получился более плоским, нежели оригинал, лишённым многослойности и подтекстов,

которые вкладывал в пьесу «На дне» Максим Горький. Главной неудачей картины назвали безэмоциональность, но с этим сложно согласиться: эмоций, которые выдали в кадре артисты, более чем достаточно а образы, ими созданные, производят мощное впечатление и впиваются в душу.

Резюмируя, могу сказать, что «Без солнца», фильм, завершивший карьеру Юлия Карасика, — произведение достойное и незаслуженно пропавшее из поля зрения аудитории. Большей части исполнителей уже нет в живых, но, наверное, тем «Без солнца» и ценнее: мы можем увидеть то, что уже не повторится.

Оцените статью
Несравненная классика, снятая в перестройку и тут же забытая
«Фантазии Фарятьева» — удивительный фильм о глухих фантазёрах