Почему Ларису никто не брал замуж? Не в деньгах дело…

На первый взгляд, всё очень просто и ответ кроется в названии пьесы – «Бесприданница». Мол, какая ты ни будь, а если нет приданого, иди за нелюбимого, а если «повезёт», в содержанки к негоцианту. Есть ещё один эффектный вариант – в монастырь.

Если рассматривать эпоху в целом и сюжеты Александра Островского, в частности, то можно в актрисы, но и там возникнут Кнуровы, а иначе – никакого бенефиса умницам-красавицам (см. фабулу «Талантов и поклонников»).

Однако Лариса была «неформатом» по иной причине. Точнее, отсутствие денег – это вишенка на торте. Мадемуазель Огудалова сочетала в себе те качества, что хороши только при наличии капиталов – сентиментальность, отсутствие практического ума, поиски книжного идеала, причём не самых лучших образцов.

А так, из романов, где красивый виконт покоряет нежную баронессу, вырывает её из рук разбойников или крадёт из-под венца, от ненавистного жениха-урода, после чего уносит свою богиню на руках, в даль светлую.

Помните фразу Кнурова, что Лариса – это эфир и «она создана для блеску»? Всё точно. Лариса, да и её маман ведут себя так, будто у них миллионы. В пьесах Островского есть этот кочующий образ – человек, живущий не по средствам, а в своей картине мира он – богач.

Ярчайший пример – князь Кучумов из «Бешеных денег». Тот постоянно обещал привезти «какие-то жалкие сорок тысяч», при том, что у него и рубля не завалялось по карманам. Такая вот социальная шизофрения. Огудаловы – ровно такие же.

Нет, Харита и её Ларочка мозгами-то понимают, что у них всё давно заложено-перезаложено, а вот поведение у них такое, что «мы – эфир!» и подайте-ка наше эфирное. Шик-блеск-поклонники. При этом средств на эфиры — нуль.

Это было характерно для разорившегося дворянства. Огудаловы – именно дворяне (современники Островского это считывали, а Рязанову понадобился фрагмент на кладбище, где надгробие гласило, что здесь покоится Дмитрий Огудалов – потомственный дворянин).

Харита воспитывала своих дочерей, словно бы их ждали рауты и балы у предводителя, орловские рысаки, платья из Парижа и так далее. Результат оказался плачевен – две «эфирки-зефирки» погибли, одна где-то мыкается с карточным шулером.

Так вот, если бы Огудалова-младшая с детства знала хозяйство, а большая часть дворян жила, как прижимистая тётка Карандышева или как пушкинские Ларины, гоголевская Коробочка, etc, …её бы взял в жёны человек-разумный, хомо-сапиенс, так сказать.

Да и деревня Юлия Капитоновича не выглядела бы для Огудаловых прорехой на мироздании. Но будь Лариса ухватистой, крепкой, цельной, так и не Карандышев стал бы её судьбой, а деловитый мужчина, скорее всего, из поднимающихся купцов. Чем плохо?

А ей хочется петь романсы, любить привлекательных мужчин, быть центром внимания, одеваться в дорогие наряды. Страдать, как в плохих книжках! С такими запросами и в отсутствие приданого – только в содержанки.

И ещё. Вот пишут в разборах, что Харита – ужасная мать, ибо торговала своими хорошенькими дочками. Она по-иному чудовищна – тем, что воспитала холёных нимф там, где надо было растить трезвомыслящих, земных девиц.

Оцените статью
Почему Ларису никто не брал замуж? Не в деньгах дело…
«Поздняя встреча» — почему Гущин не ушёл к Наташе?