1) Футболистам из бывшего «Динамо», а на тот момент команды «Старт», было предложено красиво, но — униженно проиграть нацистским спортсменам, а в случае выигрыша полагался расстрел.
2) Футболистов расстреляли не за триумф на поле, а за доказанное участие в разведывательно-подрывной деятельности, руководимой аж с Лубянки (напомню, что клуб «Динамо» был создан в 1923 году по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ГПУ).
Несмотря на то, что второе – предпочтительнее и – реальнее, версия-1 оказалась куда как более живучей в виду своей эффектности.
На тему есть две повести — «Тревожные облака» Александра Борщаговского и «Последний поединок» Петра Северова и Наума Халемского. В начале 1970-х поставили памятник (надеюсь, что украинцы его не снесут).
Если же посмотреть даты жизни футболистов, то выяснится, что ни один из них не погиб в 1942 году – кого-то из них действительно уничтожили в Сырецком концлагере, но в 1943 году, а кто-то дожил до старости.
Больше того, некоторых из них (Георгия Тимофеева, Льва Гундарева, Георгия Швецова) после войны судили за… сотрудничество с оккупантами, а один из участников (Павел Комаров) ушёл с немцами, а потом уехал в Канаду, где и скончался.
Уже в 1990-2000-х в России и на Украине было снято несколько программ, где нас окончательно запутали. Так, в одной из передач аргументированно говорилось, что динамовцы обязывались прикончить самого фюрера, когда тот собирался посетить Киев.
Там же (или не там?) рассказывали, что некоторые футболисты значились двойными агентами – НКВД и Абвера, и потому заговор был раскрыт. Где-то ещё повествовалось, что спортсмены, работавшие на управляемом немцами хлебозаводе, сыпали в тесто битое стекло, на чём и попались.
Ещё проскользнула информация, что они воровали муку и торговали ею. В общем, не то герои, не то — авантюристы. Однако по сценарию Александра Борщаговского в начале 1960-х годов был снят фильм «Третий тайм» (1962), имевший не только общесоюзный, но и зарубежный прокат.
Это – именно художественное произведение, а не хроника событий, и даже имена героев изменены, точнее – выдуманы. Локация не указана. Это некий украинский город, а не конкретно Киев. Лента получилась настолько захватывающей и – патетичной, что многие зрители стали воспринимать её, как документ.
В фильме – всё чётко. Наших ребят убили за то, что они выиграли. На главные роли взяли Юрия Назарова, Леонида Куравлёва, Вячеслава Невинного, Глеба Стриженова, что само по себе – удача.
То есть «Третий тайм» можно смотреть, хотя бы ради актёрской игры. Типичный для Оттепели романтический лиризм и – попытки переосмыслить войну, которая в 1960-х представала с неожиданных и непривычных сторон. Чёрно-белый ритм, косые тени, ужас оккупации, уродливые наци и – прекрасные лица наших людей.
В тех же 1960-х годах Михаил Ромм, создавая «Обыкновенный фашизм» (1965), подчёркивал: «Но была и другая Германия», не заражённая гитлеризмом.
В «Последнем тайме» есть фрагмент, где немецкий спортсмен узнаёт советского парня, с которым когда-то сталкивался на международном состязании. Говорит эсэсовцу, что «спорт вне политики», но… футболистам из «арийской» команды быстро дают понять, что они – такой же скот, как и те, против кого будут играть.
Фашизм безжалостен и к своим. Офицер относится к расовым братьям, как к подопытным животным, что неудивительно.
Отличная сцена матча, когда жители города осознают, что за нами – Победа. Сдержанные и подавленные, они вдруг распрямляются и их восторг уже нельзя притушить или — остановить. Фрицы в растерянности. Их торжество — дутое, как и расовое превосходство.
А страшнейший финал выглядит оптимистичным – футболисты бросают мяч из автозака, но не кому-то, а будущим поколениям. Невероятно солнечная сцена. Это как призыв: «Живи!» Миф? Да. Но — правильный миф.