«Красавец-мужчина»: фильм о том, как жена мужа «залюбила»

«Красавец-мужчина» – фильм 1978г., снятый по пьесе великого драматурга А. Н. Островского. Как и многие советские фильмы, это кинолента интересна актерским составом. Олег Табаков, Марина Неелова, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Михаил Козаков, Нина Ургант, Петр Щербаков

В общем, есть на кого посмотреть. Да и колорит России конца 19 века воссоздан в этой киноленте замечательно. Одни дамские наряды чего стоят.

Но для меня особый интерес всегда представляли типажи этого фильма и определяющая сюжет проблема.

Начнем с типажей. Самый яркий из них – главный герой, Аполлон Окоемов. Тот самый «красавец-мужчина». Именно так, в кавычках. Потому что с первых кадров видишь, что в Аполлоне Окоемове все фальшиво. Начиная с этой самой красоты.

Ведь какой, в самом деле, из Олега Табакова красавец? Но выбрали-то на главную роль именно его (ни Михалкова, ни Басилашвили, ни Миронова, как предполагалось первоначально).

Именно Олег Табаков с его специфическим актерским почерком более всего раскрывает режиссерский замысел: представляет с едкой сатирой и в свете сомнительности и даже гротеска типаж альфонса, мерзавца и абсолютного циника, готового за деньги и жену, и мать родную продать-предать.

А вот теперь обратимся к проблеме сюжета фильма. А проблема-то семейная. И касается она даже не самого красавца-негодяя. Проблема – в его жене, в Зое. Ведь именно она потворствовала ему, холила-пестовала мерзкую сущность этого псевдо-красавца.

Зою Окоемову прекрасно играет Марина Неелова. Любопытный персонаж, надо сказать. Я вот неоднократно читала, слышала, что Неелова переигрывает, кривляется, не очень хороша в этой роли. А по мне – так в самый раз. Потому что актриса своей яркой игрой представляет очень даже убедительный женский персонаж.

Дело в том, что Зоя Окоемова, как говорят в народе, «залюбила» своего супруга. Растворилась в нем восторженно, по-детски безоглядно. Закрывая глаза на очевидную его фальшь. Не замечая его душевной черствости. Вот и взрастила настоящего нравственного монстра.

Конечно, супружеская любовь – святое. Но в случае с Зоей святая любовь становится поначалу смешной, а потом и опасной. Для нее, конечно.

Полностью доверившись негодяю-супругу, Зоя ставит под угрозу свою репутацию (представьте, что это значит для женщины того времени!). Помните, как она уступает Аполлону и участвует в чудовищном фарсе разоблачения своей мнимой измены.

Зоя позволяет себя обмануть. Даже бросить, в конце концов. Ведь муженек не только разорил ее дочиста, но и запросто признается, что присмотрел себе новую богатую жену…

Финал фильма «Красавец-мужчина» остается, как мне кажется, нарочито открытым. Зоя, наконец, прозревает и уже смотрит на мужа с точки зрения здравого смысла. Сам же Окоемов пристыжен и разоблачен. Однако не от проснувшейся совести. Просто, провалилась затея с богатой невестой.

А, в целом, неясно: расстанутся ли супруги окончательно или возможно их примирение.

А, может, все сложится по-иному. Скажем, найдет себе наш несравненный Аполлон еще одну любительницу сладких и фальшивых грез. Лучше бы состоятельную. И закрутится все, как и прежде…

Оцените статью
«Красавец-мужчина»: фильм о том, как жена мужа «залюбила»
6 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Людмилы Шагаловой