Узбекский боевик, ставший всесоюзным хитом и почти догнавший «Белое солнце пустыни»

Режиссёр Али Хамраев истерном «Седьмая пуля» (1973) завершил трилогию о становлении советской власти в Туркестане. Первым в ней стал политический фильм «Чрезвычайный комиссар» (1970), затем появилась романтическая драма «Без страха» (1972).

Третья часть задумывалась как приключенческая лента, причём для самого режиссёра это было в новинку, так как прежде он приключенческих картин не снимал.

Истерн «Седьмая пуля» стал его большой удачей и самым крупным успехом в карьере.

Сценарий «Седьмая пуля» — результат труда тандема Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Кончаловскому среднеазиатская тема была близка: в кино он дебютировал с фильмом «Первый учитель» (1965), который рассказал о послереволюционном времени в Средней Азии.

Потом у Кончаловского были сценарные работы в том же русле, в начале семидесятых вместе с драматургом Горенштейном он придумал авантюрную историю о комиссаре Максумове, милицейский отряд которого после неприятного инцидента перешёл под покровительство авторитетного басмача Хайруллы.

Али Хамраева в сценарии заинтересовали не только эпоха и атмосфера, но и тема подвига, которая всегда была для него важна. Не последнюю роль сыграло и то, что

враг в сюжете был показан неоднозначно: оставившие командира бойцы — это не свирепые злодеи-басмачи, а обычные люди, у каждого из которых был непростой путь. Многие из них просто запутались в ситуации и не вполне понимают, где правда.

А вот главный герой, милицейский командир Максумов, вполне тянет на истинного супергероя: он практически в одиночку противостоит мощной компании Хайруллы, это отменный стрелок и умелый наездник.

Он горяч, харизматичен, умён и ловок, и не зря в него влюбилась юная Айгуль, даже решившаяся на убийство Хайруллы, желавшего на ней жениться, чтобы спасти Максумова.

Роль Максумова Али Хамраев отдал киргизскому актёру Суйменкулу Чокморову, тогда уже имевшему известность.

Суйменкул Чокморов в кино пришёл путём замысловатым: он актёр непрофессиональный и впервые на площадке оказался случайно.

В семье Чокморовых был 11 детей, и, как позже рассказывал Суйменкул, каждый в чём-то преуспел. Сам же Суйменкул в школьные годы серьёзно заболел, но встретился с талантливым врачом, посоветовавшим ему после выздоровления заняться спортом.

Суйменкул выбрал волейбол и дошёл до уровня сборной Киргизии. Но было у него и другое увлечение — живопись.

Рисование захватило парня во время многомесячного лежания в больнице и с тех пор он не оставлял мысли стать художником.

После школы Чокморов окончил училище живописи в родном Фрунзе, а позже отправился в Ленинград и поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры (а заодно стал и членом сборной Ленинграда по волейболу).

Как-то студенты рисовали во дворе института коня с натуры. Когда объявили перерыв, Суйменкул решил размяться и немного полихачить на публике и эффектно запрыгнул на скакуна.

И оказалось, что этим действом наблюдал второй режиссёр картины «Джура» (1964), которую совместно делали «Ленфильм» и Киргизская киностудия. Суйменкула Чокморова тут же пригласили на пробы, которые он удачно прошёл.

Но в итоге предпочтение отдали профессиональному актёру, так что кинодебют не состоялся. Зато через пару лет, уже вернувшись во Фрунзе, Суйменкул Чокморов познакомился с режиссёром Болотом Шамшиевым, намеревавшимся снять первый игровой фильм.

Именно у Шамшиева Суйменкул Чокморов и получил первую роль. Вскоре актёр сыграл и у Али Хамраева в «Чрезвычайном комиссаре», ну а потом перешёл и в «Седьмую пулю».

Кстати,

отличная спортивная форма, которую Суйменкул Чокморов поддерживал всю жизнь, помогала ему на всех съёмках: актёр никогда не пользовался услугами каскадёров и все трюки, даже сложные и опасные, выполнял сам.

Единственную женскую роль в боевике сыграла 15-летняя школьница Дилором Камбарова, которая через несколько лет стала всесоюзной знаменитостью.

В отличие от Суйменкула Чокморова Дилором к кино пришла очень прямым путём и благодаря всё тому же Али Хамраеву.

Режиссёр позже рассказывал, как он открыл будущую звезду. Снимая фильм «Без страха» в кишлаке под Ташкентом, Хамраев мучился поиском актрисы на вторую женскую роль. Подходящую исполнительницу никак не могли найти, речь уже шла об остановке съёмок. Но помог случай:

поблизости от кишлака был пионерский лагерь, где Хамраев и приметил задумчивую хрупкую девочку.

Это и была Дилором, которая втайне уже задумывалась об актёрской карьере. Познакомившись с 14-летней школьницей, режиссёр понял, что перед ним действительно талант. После дебюта Дилором в «Без страха» режиссёр без сомнений отдал ей роль Айгуль в «Седьмой пуле».

Всего же на счету Али Хамраева и Дилором Камбаровой пять совместных работ.

На съёмках Дилором Камбарова оказалась в окружении взрослых мужчин. Али Хамраев рассказывал, что все партнёры относились к девочке по-отечески и опекали её. Но сама юная актриса выкладывалась по полной и не требовала к себе особого отношения.

Она освоила верховую езду и стала отличной наездницей, научилась стрелять из пистолета.

По воспоминаниям коллег, Дилором была очень ответственной и даже в те дни, когда у неё не было съёмок, приходила и на площадку и наблюдала за работой старших товарищей. Кстати,

озвучила героиню Дилором Камбарова сама в отличие от многих партнёров.

Озвучивший Максумова Алексей Консовский был восхищён тем, что совсем молодая девочка, практически не имеющая опыта, так профессионально работала и вновь по-настоящему проживала свою роль.

Кстати, спустя почти десять лет Суйменкул Чокморов и Дилором Камбарова вновь встретятся на съёмках, это будет драма «Мужчины без женщин» (1981), и здесь актёры уже станут работать на равных, ведь Дилором тогда уже будет выпускницей ВГИКа, отучившейся у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В других ролях в «Седьмой пуле» ищите Болота Бейшеналиева и начинающего Талгата Нигматулина, в роли хитрого и жестокого Хайруллы — народный артист УзССР Хамза Умаров, а в роли его умной, как мулла, жены — знаменитая узбекская балерина Халима Камилова.

Снимали картину в Таджикистане, основной площадкой был город Исфара, где сохранились древние постройки, но группа побывала и в горных районах — там снимали эпизоды с погонями и переходами.

К началу 1973 года «Седьмая пуля» была готова, а весной вышла в прокат.

Зрители встретили боевик с восточным колоритом с восторгом.

У новой ленты Али Хамраева было всё, чтобы стать шлягером: занимательный интригующий сюжет, динамика, яркие герои с живыми характерами, красивая картинка, погони, драки и перестрелки и даже романтическая линия, пусть и сдержанная.

Критики тоже высказались доброжелательно, тем более что истерн всё же не был частым гостем на киноэкранах. Многие сравнивали «Седьмую пулю» с недавно вышедшим «Белым солнцем пустыни» (1970) и находили (и находят и сегодня), что истерн Хамраева ничуть ему не проигрывает по наряжённости и увлекательности.

А кинокритик Константин Щербаков, рассуждая о «Седьмой пуле» в журнале «Искусство кино», отметил:

«Хорошо бы, чтобы авторы «Седьмой пули» продолжили свои поиски в жанре, в котором они уже немало преуспели».

Оцените статью
Узбекский боевик, ставший всесоюзным хитом и почти догнавший «Белое солнце пустыни»
Экстремальная юбочка не помогла. Что происходит на картине советского художника Людмилы Сбигневой «Весна»