А чтобы история выглядела максимально правдивой и реалистичной, сценарист отправился за фактурой в общежитие московского станкостроительного завода имени Орджоникидзе. Там он пообщался с комендантом, разговорился со многими обитательницами общежития.
Барышни сетовали на одиночество, рассказали о том, как ищут себе избранника. Так появилась завязка сюжета. Для остроты Инин добавил в общежитие сваху. Только вместо полуграмотной деревенской бабки это была умная интеллигентная женщина. И тоже одинокая.
В роли свахи сценарист видел исключительно Наталью Гундареву. И эту героиню писал специально под нее. Однако режиссер Самсон Самсонов вначале попробовал на эту роль Елену Драпеко.
Пробы получились неудачными – актриса не попала в образ. Зато она очень понравилась съемочной группе. И под нее придумали отдельную героиню – модную блондинку Ниночку, которая не умела готовить, зато умудрялась находить себе наряды по всей Москве.
А в компанию к ней в сценарии прописали супруга по имени Вартан, которого блистательно исполнил Фрунзик Мкртчян. И фильму это явно пошло на пользу. В сценарии персонаж Фрунзика представлял собой довольно-таки скучного грузина с большими усами.
Но в процессе съемок актер радикально поменял своего героя. Предложил режиссеру разные фишки, на съемочной площадке много импровизировал. Предложил даже отдельные фразы. Помните его возмущенный спич про яичницу и омлет? Эта фраза – импровизация актера.
Неудивительно, что она ушла в народ, а муж Ниночки стал одним из самых забавных героев кинокартины.
Александра Михайлова на главную мужскую роль взяли без кинопроб. Актер идеально вошел в образ отставного морского волка. В юности он работал мотористом на рыболовецком судне и два года выходил в тихоокеанские моря.
Более того, для пущего колорита предложил добавить своему герою шрам на все лицо. И это действительно придало коменданту общежития мужественности.
Для Тамары Семиной роль зловредной Ларисы Евгеньевны стала своеобразным экспериментом. После телеэпопеи «Вечный зов», где она снималась вместе с Еленой Драпеко, за актрисой закрепилось положительное амплуа. Но она доказала, что ей по плечу любые роли. И очень убедительно изобразила отрицательную героиню.
Специально для фильма Наталья Гундарева и Александр Михайлов исполнили дуэтом песню «Поздняя встреча». Но в окончательный вариант картины композиция не вошла. Женское общежитие вместе с несколькими комнатами, кухней и кабинетом руководителя выстроили в павильонах Мосфильма.
Ткацкую фабрику снимали в городе Иваново. А некоторые эпизоды – на стройке корпуса Московского института химической физики.
Работа над кинокартиной шла быстро и легко. Возможно, поэтому таким легким и воодушевляющим получился и сам фильм. Несмотря на то, что поднимает очень серьезную тему. Ведь проблема одиночества для многих актуальна и сегодня. Разве что общежитий теперь никто не предоставляет.
После выхода фильма на киностудию в адрес режиссера посыпались тонны писем. Не все из них были положительными. В некоторых рассерженные ткачихи возмущались, что режиссер якобы оскорбил непорочный образ советских тружениц.
Мол, не было ничего такого в их общежитиях и быть не могло. Однако большинству зрителей кино понравилось. Фильм посмотрело более 23 млн человек.
Это кино и сейчас очень точно передает дух и атмосферу того времени. Показывает поколение тружеников и созидателей, оставивших нам в наследство великую страну. Которую мы так бездарно променяли на чужие и совершенно чуждые нам ценности.