И запоминающихся ролей у него много. Стоит только вспомнить фильмы «Полеты во сне и наяву», «Мой ласковый и нежный зверь», «Тот самый Мюнхгаузен», «Сладкая женщина» «Влюблён по собственному желанию» и немало других.
Но есть у Олега Ивановича кинороль, может, не самая известная, однако отличающаяся таким накалом драматизма, такой тонкостью психологического рисунка, что, воистину, она выделяется среди прочих. Недаром актер получил за нее главный приз на кинофестивале «Кинотавр-2002».
Фильм «Любовник» был снят в 2002г. режиссером Валерием Тодоровским. Олег Янковский сыграл в этой киноленте главную роль.
Его герой, профессор ВУЗа Дмитрий Чарышев, утонченный, рафинированный интеллигент с налаженным бытом, с устоявшимися представлениями о жизни вдруг узнает невероятное. Оказывается, его недавно умершая жена вела двойную жизнь. Целых 15 лет у нее был любовник!
Дмитрий Чарышев испытывает от такого открытия настоящий шок. Все рушится для него в один миг. Он не может оставить все как есть. Ему надо во всем разобраться. Понять, прежде всего, то, чем же он-то, импозантный, интеллигентный, статусный, хуже того, другого. И вот он пускается на поиски того самого любовника….
Это завязка сюжета.
Вообще, надо сказать, перед нами очень непростая, совершенно некомфортная для просмотра психологическая кинодрама.
Сам режиссер как-то сказал:
«Любовник» — фильм, в котором не стреляют, а только разговаривают, но он получился жёстким, гораздо жёстче, чем фильмы, в которых стреляют».
И это правда. «Любовник» из тех фильмов, что вызывают противоречивые чувства. Порой, даже выворачивают зрительскую душу наизнанку. Иногда хочется отвернуться от экрана, вовсе не смотреть.
Слишком кровоточащие душевные раны нам, зрителям, предъявляются. Но в то же время невозможно оторваться от игры Олега Янковского. Кстати, и напарник у него достойный. Любовника, некоего отставного военного Ивана, прекрасно играет Сергей Гармаш.
Вот, что мне интересно всегда было в герое Янковского в фильме «Любовник» (а фильм я смотрела не один раз), так это преодоление типажа.
Конечно, вы прекрасно помните, что роли обманутых мужей/возлюбленных в фильмографии Олега Янковского имеются. Да еще какие! На вскидку вспоминаю самые яркие: в фильмах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Крейцерова соната».
Но и Сергей Камышев, и Василий Позднышев, будучи обманутыми, обиженными, не теряют своего блеска и лоска. В них даже есть какое-то самолюбование.
Другое дело – Дмитрий Чарышев из «Любовника». Это по-настоящему сломленный человек, раздавленный не просто горем от потери любимой женщины, но и вовсе уничтоженный открывшейся его взору бездной предательства.
Иногда он выглядит настолько жалко и потерянно, что просто понимаешь: наступил его личный Апокалипсис. И никакой рисовки, никакого интересничания, никакой игры. Не угадывается даже намека на фирменную неотразимость великолепного Янковского.
Только безысходная усталость и неизбывная боль морально раздавленного человека….
Сам Олег Иванович так говорил о своей роли в «Любовнике»:
«…История очень жизненная, лучше бы в ней не оказываться… У моего героя, казалось бы, есть на всё ответ, но на самый главный вопрос, возникший в его жизни, он ответить не может…».
А вопросов во время просмотра фильма у зрителей возникает даже несколько. Почему все же Лена изменяла мужу? Почему сам Дмитрий на протяжении ряда лет этого не замечал? Чей сын Петька? И, в конце концов, чем Дмитрий хуже своего соперника?
Ответы на эти вопросы не даются в фильме. Может, они и не важны? А главное другое. Узнать правду о самом себе. Даже если эта правда горькая и способна уничтожить… Что и происходит с героем в финале.
Между прочим, некоторые деятели кино, в том числе Никита Михалков, сетовали, что финал «Любовника» очень уж безнадежный. Ну, что поделать, зато жизненный…..