зрители отдали её должное, а критики восхитились игрой артистов, идеально вписавшихся в образы.
Самсон Самсонов был настоящим универсалом: ему удавались работы в самых разных жанрах, от классических детективов до чувственных мелодрам.
К концу семидесятых он был уже признанным мастером кино, его фильмы были известны и популярны. Сняв приключенческую картину «Бешеное золото» (1976), режиссёр в очередной раз обратился к мелодраматическому сюжету, выбрав сценарий Виктора Мережко «Кукушкино крещение».
Тут стоит напомнить, что и Мережко, и Самсонов были обожателями женщин в лучшем понимании этого слова. В центре сценариев Виктора Мережко почти всегда оказывались именно героини,
он с первых шагов в кино заслужил репутацию тонкого знатока женской психологии.
Самсон Самсонов, по словам актрис, у него снимавшихся, женщин боготоврил. Началось всё с его второй супруги и музы, актрисы Маргариты Володиной, для которой он сделал несколько картин и которую буквально обожествлял. Но и в дальнейшем, уже расставшись с Володиной,
режиссёр продолжал трепетно относиться к актрисам и всегда возводил их на пьедестал.
Тем удивительнее, что главным персонажем в новом фильме по сценарию Мережко стал мужчина — деревенский шофер Андрей Заболотный, скромный, деликатный, молчаливый и нерешительный человек, которого бросила жена.
Красавица Лиза была дамой бойкой, острой на язык, напористой и отчаянной. Три года назад она сорвалась с места и уехала в город с баянистом, и теперь Андрей живёт один.
Приятель Илья то и дело привозит к Андрею невест, но ни одна девушка так мужчине и не приглянулась. И тут случается происшествие, резко меняющее жизнь Андрея:
случайно в его машине оказывается мальчик Вася, беглец из детдома. За пару дней Андрей привязывается к шаловливому мальчонке и уже не готов с ним расставаться. Но чтобы усыновить Васю, Андрею необходимо найти ему мать. Но тут всё непросто:
мальчик должен признать в претендентке мамку. А она-то — женщина неслыханной красоты!
Что Вася и доказывается, предъявляя фотографию мамки (на фото, правда, Софи Лорен, но Андрею это невдомёк). Мужчина начинает объезжать несостоявшихся невест и в конце концов доходит до Лизы. Но она-то как раз не хочет возвращаться, упрекая брошенного мужа в слабости и малодушии.
Главную роль получил Александр Демьяненко, уже десятилетие пытающийся откреститься от прилипшего образа гайдаевского Шурика. Роль очень подошла актёру, в ней он чем-то напоминает ранних своих героев, непосредственных, немного простодушных, доверчивых молодых людей, которых ему предлагали в начале карьеры.
По сюжету, к слову, Андрею 40 лет, самому Демьяненко примерно столько (хотя мне показалось, что выглядит он старше).
Роль заводной Лизы режиссёр отдал Людмиле Зайцевой, и это ещё одна удача: образ Лизы будто специально был написан для актрисы.
Занятно, что в своём дебютном фильме «Здравствуй и прощай» (1972), кстати, тоже по сценарию Виктора Мережко, Людмиле Зайцевой досталась роль брошенной жены, чей супруг отправился в город. Здесь же её Лиза сама бросила тихоню-мужа. Такой вот интересный кинематографический поворот.
В роли приятеля Андрея снялся Виктор Павлов, смешливый дед Колбасин — это Иван Рыжов,
многодетным кохозником-односельчанином Андрея стал Николай Скоробогатов.
В небольших ролях Татьяна Егорова, Людмила Аринина, Алевтина Румянцева, Николай Граббе.
Ну и отдельно о самой трагикомической героине ленты, которая по ходу съёмок превратилась из «Кукушкиного крещения» в «Журавля в небе…».
Это деревенский киномеханик Роза Козодоева (конечно, шутки про Козлодоеву избежать не удалось), которую сыграла Лия Ахеджакова, актриса с не очень большим кинематографическим. но внушительным театральным опытом.
Актриса заслужила за эту роль массу похвал, и вполне заслуженно: её Роза колоритна и ярка, её перепады настроения так естественны, что многие запросто узнают в героине своих знакомых.
Ну а ещё Роза очень хочет замуж за Андрея и готова стать матерью Васе, и ради этого она не поленилась пройти пять километров по оврагам при полном наряде с причёской и макияжем а-ля Софи Лорен. В общем, Лия Ахеджакова сюжет бесспорно украсила, хоть изначально понятно, что Розе ничего не светит.
Летом 1978 года «Журавль в небе…» появился в кинотеатрах. Прокат был довольно успешен: трагикомедию посмотрели почти 18 миллионов зрителей. Киноведы тоже были настроены благодушны, и лучшей актрисой ленты они в один голос назвали Лию Ахеджакову.
Трудно с этим не согласиться, хотя и Александр Демьяненко, и Людмила Зайцева тут тоже абсолютно на своих местах.