Дебютная роль главного каратиста советского кино (и сразу негодяйская)

Режиссёром героической ленты о красном комиссаре тоже был дебютант, фамилия которого, однако, кинематографистам была хорошо известна: это был начинающий Александр Сурин, сын директора киностудии «Мосфильм» Владимира Николаевича Сурина.

Фильм «Баллада о комиссаре» (1967) посвящена гражданской войне в Крыму и создавалась к 50-летию революции, о чём и заявляют титры.

Для Александра Сурина, недавно окончившего ВГИК и имевшего в активе лишь короткометражку, это была первая полнометражная лента и настоящая серьёзная работа, тем более, что и повод был ответственный — революционный юбилей.

Интересно, что и в качестве сценариста выступил ещё один дебютант — Виктор Потейкин, который взял за основу два рассказа популярного писателя Всеволода Иванова («Долг» и «Заповедник») и объединил их в единый сюжет.

Главный герой его — комиссар Василий Фадейцев. Начинается повествование с расстрела белогвардейцев, в числе которых князь Чугуреев.

На последнего не хватает патронов, так что он выживает. И спустя время уже Фадейцева оказывается в роли жертвы, а Чугуреев и его соратники-белогвардейцы — в ролях охотников.

Фадейцев чудом спасается, уплыв на остров-заповедник, где его принимают и спасают работник заповедника Черкасов, давний знакомый Фадейцева, и его дочь Анна.

Когда на острове оказывается Чугуреев, Черкасов выдаёт Василия за собственного сына, но Чугуреев эту интригу раскрывает и намеревается комиссара казнить. Василию помогает Анна, ему удаётся скрыться, что белогвардейцев и Чугуреева неимоверно злит и ожесточает.

Они принуждают Анну помочь им в поисках беглеца, но и Анна тоже сбегает. В финале на остров попадают-таки красные и Чугурееву снова грозит расстрел.

Исполнителей главных ролей выбирали долго. В конце концов роль Фадейцева получил уже известный зрителям Юрий Назаров,

а роль Анны режиссёр отдал Галине Польских, популярной актрисе, на которой только что женился.

Очень любопытным, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, оказался выбор актёра на роль князя Чугуреева: Александр Сурин увидел этого героя в Викторе Шульгине. Зрителям Виктор Шульгин запомнился образами преданных коммунистов, ответственных сотрудников, «правильных» людей и поистине народных героев.

Тем интереснее увидеть его в резко отрицательной роли сдержанно-жестокого белогвардейца, которому ничего не стоит убить.

Ну и немного об исполнителе второстепенной роли поручика, пособника Чугуреева, который вкрадчиво и даже ласково уговаривает Анну помочь им, но когда она отказывается, пускает в ход не только кулаки, но и сапоги. Эта роль досталась 18-летнему студенту эстрадно-циркового училища Талгату Нигматулину.

Парня с яркой восточной внешностью, увлекавшегося боевыми искусствами, Александру Сурину посоветовали на «Мосфильме», и режиссёр его утвердил.

Образ поручика-мерзавца в чёрных перчатках, который, кажется, брезгует пачкать руки об простых людей, получилась такой выразительной и колоритной, что к Талгату Нигматулину немедленно прилипло амплуа злодея.

Впоследствии режиссёры часто будут предлагать актёру именно отрицательных персонажей, хотя самому Нигматулину это было не по душе, ему хотелось играть совсем иные роли.

Ещё один любопытный момент состоит в том, что Александру Сурину в ленте, посвящённой революции,

удалось показать красного комиссара не таким уж безупречно-положительным.

По жестокосердию и агрессивности он почти не уступает белогвардейцу Чугурееву, и такой взгляд на красного командира сложно назвать привычным.

И если Чугуреев открыто говорит о ненависти к красным, то Фадейцев не менее прямо заявляет: «Я им, гадам, мертвый глотки грызть буду», что тоже не характеризует его как человека, стремящегося к миру.

Александр Сурин подготовил «Балладу о комиссаре» как раз к празднованию юбилея: фильм впервые показали в ноябре 1967 года. Он не стал большим событием, хотя и открыл дорогу в кино и режиссёру, и начинающему Талгату Нигматулину, чью роль критики отметили особо.

Сейчас картина не слишком известна, в первую очередь, как потерявшая актуальность, однако внимания вполне заслуживает хотя бы из-за редкой отрицательной роли Виктора Шульгина, в которой он ничуть не менее талантлив, а может, даже и более талантлив, чем в ролях положительных.

Впрочем, и его партнёры тоже выглядят убедительно, а Юрий Назаров предстал тут прямо-таки супергероем, способным вывернуться из любой неприятности.

А какие роли Талгата Нигматулина запомнились вам? Только давайте не считать «Пиратов ХХ века».

Оцените статью
Дебютная роль главного каратиста советского кино (и сразу негодяйская)
Служебный роман: 10 звёзд СССР, без зазрения совести закрутивших любовь на работе