Не было ещё случая, чтобы желание повторить успех приводило к нему же. К успеху. Это всегда – провал. Одним из самых кассовых фильмов начала-середины 1980-х был боевик «Пираты XX века» (1979), и если он году этак в 1983-м шёл где-нибудь в отдалённом клубе, туда всё равно наезжали из других районов.
Напомню, что, когда кинокартина проходила по экранам в год выпуска, её потом могли крутить лишь иногда, и всё чаще – по окраинам.
«Пираты…» режиссёра Бориса Дурова сделались так популярны не потому, что это – сильная киноработа, хотя автором сценария был Станислав Говорухин.
Просто имелась большая потребность в такого рода сюжетах и – видах, а поскольку в СССР боевики не считались значимой темой, то их снимали мало, да ещё в 99 из 100 они касались Гражданской войны или борьбы с басмачами в Средней Азии.
Человеку, особенно в его подростковом возрасте, нужны стрелялки и ного-махалки. И вот Станислав Говорухин создал как бы логическое продолжение тех «Пиратов…» и вышли «Тайны мадам Вонг» (1985) Степана Пучиняна.
Замечу, что и Дуров, и Пучинян были хорошо знакомы Говорухину. В «Тайнах…» должны были сниматься Николай Ерёменко-младший и Талгат Нигматуллин – звёзды «Пиратов…».
Но первому, как пишут, не понравился сценарий, а второй вроде как согласился, но его убили в год съёмок (это отдельная страшная история, а сейчас – не об этом). Нельзя сказать, что актёрский состав «Тайн мадам Вонг» — второсортный. Напротив! Первый состав!
Армен Джигарханян, Александр Абдулов, Лариса Лужина, Евгений Жариков, Марина Левтова, Альгимантас Масюлис, Ирина Мирошниченко в роли той самой Вонг.
И …не получилось. Да, на фильм шли – отсюда кассовый успех, измеряющийся купленными билетами, а не хорошими отзывами, но …второй раз не бежал никто. Во всяком случае, ажиотажа не было. Фабула – интересная. Советский теплоход, зафрахтованный зарубежной туристической фирмой, совершает очередной рейс в Тихом океане по маршруту Сидней — Гонконг…
Юго-Восточная Азия вообще представлялась «капиталистическими джунглями» пострашнее Америки, а виды Гонконга с его потрясающе яркими рекламами завораживали и пугали. Собственно, начало фильма – это улицы Гонконга.
Да, на том советском борту плывёт банда мадам Вонг (Ирина Мирошниченко), этакой роковой азиатской красавицы, которая и бровью не поведёт, если кого при ней застрелят.
Вот эта роль, по сути – центральная – главный провал картины. Мирошниченко неинтересна в этой маске. Это не её тема. Могли бы найти интересную казашку («Тайны…» снимали на Казахфильме) с непроницаемым лицом.
А здесь Мирошниченко напоминает директрису овощебазы, мутящую с усушкой-утруской и толкающую помидоры «налево», то есть типичную преступницу из милицейского детектива.
Какая-то она …мелкая вышла что ли. Нет инфернальности и обаяния зла. Ощущение, что ворует, чтобы лишний магнитофон купить и в Пицунду с кавалером съездить. Никакого размаха. Если пересказывать все линии приключений, выходит увлекательно. По следу пиратов идёт комиссар полиции – Томпсон (Армен Джигарханян), чей внук был похищен людьми мадам Вонг…
Судьба сводит Томпсона с советским моряком, и они начинают действовать совместно. А ещё странные пираты зачем-то прячут сокровища на необитаемом острове, как двести лет назад. Видимо, начитались книжек про Флинта и пиратские карты. Вернее, это Говорухин в детстве начитался — «Остров сокровищ» был одной из главных книг советского подростка конца 1940-х годов.
Скорее всего, фильм не получился из-за того, что не сложились паззлы – и Мирошниченко не вписалась, и Казахфильм – слабоватая студия, и уже аутентичные боевики-стрелялки-махалки-убивалки были на подходе – в 1985-1986 годах мы у подруги по видаку смотрели Брюса Ли (ужасное качество записи с плывущим изображением, но это было нечто!)
И, скажу ещё разок, Говорухин, как автор сценария, желал повторить сам себя, а повторение в искусстве – это промах.