«Табор уходит в небо». Две любимые женщины режиссера Эмиля Лотяну

О режиссере Эмиле Лотяну известно до обидного мало, хотя его картины стали классикой мирового кинематографа.

Но есть фильмы, которые навсегда связали судьбу режиссера и двух красивых женщин…

Он встретил свою «цыганку Раду» на остановке

Актриса Светлана Андреевна Тома (Фомичева), любимая миллионами телезрителей актриса, снялась более чем в 60 картинах, но известной на весь мир ее сделала роль цыганки Рады в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Этот фильм стал ее судьбой.

Светлана только окончила среднюю школу в маленьком молдавском городке Бельцы, и поехала поступать в Кишинев на юридический факультет. Однажды вечером, когда девушка ждала на остановке троллейбус, к ней подошел молодой человек в белоснежном костюме и прямо «в лоб» спросил – не хочет ли она сниматься в кино?

Не задумываясь, Светлана ответила – «Да!». Было в этом симпатичном молодом мужчине что-то особенное, что притягивало, располагало к доверию и волновало восемнадцатилетнюю провинциалочку. Конечно, ни в какое «кино» Светлана не поверила, просто решила, что таким хитрым способом с ней хотят познакомиться.

Но хотя Эмилю Владимировичу было всего 29 лет, он уже не считался новичком в киношном мире. Правда, картина «Красные поляны», где дебютировала Светлана, зрители восприняли прохладно, зато после этого фильма отношения режиссера и начинающей артистки перешли в более близкие.

Пигмалион и его Галатея

Светлана поняла, что не может жить без этого человека. Они стали встречаться, а когда Эмиль предложил жить вместе, Светлана снова, не задумываясь, ответила – «Да!» Любимый души в ней не чаял, баловал как ребенка, стал для нее учителем, творцом, режиссером, тайным мужем.

Она слушалась его во всем, стараясь угодить. Однако с предложением руки и сердца Лотяну не торопился…

Детищем их безумной любви стал фильм «Табор уходит в небо», где Светлана сыграла цыганку Раду. Впрочем, ей даже играть не пришлось: пронзительные взгляды, гордые повороты головы, непокорное достоинство – все рождалось само собой.

По настоянию Эмиля Светлана взяла псевдоним Тома — фамилию своих предков французов, она сыграла главные роли в семи его картинах.

Любовь Эмиля была для Светланы и величайшим счастьем, и одновременно мучительной пыткой.

Она уже не была той восторженной девочкой, а ей настойчиво навязывали роль «Галатеи», лишая самостоятельности и свободы. Несколько раз Светлана уходила от Эмиля, но что-то могучее и властное всякий раз возвращало ее к своему «Пигмалиону».

В один из таких «уходов» Светлана познакомилась с актером Олегом Лачиным, в 1970 году они поженились, вскоре у них родилась дочь. Но счастье оборвалось слишком быстро — малышке не было и года, когда Олег трагически погиб. Пережить это горе Светлане помог Эмиль Лотяну, который пришел на помощь как самый верный друг.

Со временем их отношения даже возобновились, словно открылось «второе дыхание». А потом случилось то, что случилось: Эмиль нашел новую «Музу»…

Свою «Оленьку» Лотяну искал полгода

В киношном мире все хорошо знали, как любит Эмиль Лотяну брать необработанный, сырой материал — людей, совершенно далеких от кино, — и лепить из них своих героев.

Вот и в 1977 году он задумал снимать фильм «Мой ласковый и нежный зверь» по повести Чехова «Драма на охоте» и долго искал новое, особенное лицо – Оленьку Скворцову. По его мнению, героиня должна была быть похожа одновременно и на Одри Хепберн, и на Татьяну Самойлову, и на Людмилу Савельеву.

Съемки картины бесконечно откладывались, руководство «Мосфильма» было недовольно, а Лотяну упрямо тянул время. И вот в одном из хореографических училищ в Воронеже его ассистентка обратила внимание на молоденькую балерину Галину Беляеву…

С первой минуты, когда на съемочной площадке появилась 15-летняя красавица Галина, Светлана Тома, игравшая в фильме эпизодическую роль цыганки, поняла, что окончательно потеряла Эмиля.

Многие участники съемок тоже это поняли и с нетерпением ждали пикантного развития «закулисного» сюжета, ведь мэтр явно и назойливо демонстрировал свое внимание к смазливой провинциалке. Даже невооруженным глазом было заметно, что Лотяну, как мальчишка, по уши влюбился в робкую и немного замкнутую Галину.

Разница в двадцать два года ошеломила всех, но не ее…

И снова Эмиль перевернул жизнь еще одной женщины. После съемок фильма Галина вернулась в Воронеж. Два года Лотяну настойчиво продолжал ухаживать за ней, терпеливо ожидая, когда любимой исполнится восемнадцать.

Знаменитый режиссер, превыше всего ценивший любовь и свободу, впервые захотел официально оформить отношения. Он делал все, чтобы «влюбить» в себя юную актрису — читал стихи, дарил роскошные подарки, знакомил с интересными людьми. И каждую секунду давал понять: она – его единственная и неповторимая Богиня.

Когда Лотяну объявил о свадьбе, все испытали легкий шок, ведь он был старше Галины на два десятка лет! Конечно, в мире искусства и не такое случается, но, чтобы Лотяну, этот закоренелый холостяк, добровольно женился… Впрочем, сама Галина Беляева находилась в не меньшем недоумении, когда дала согласие на брак.

«Если бы мне в первый день съемок кто-то сказал, что этот седой сорокалетний мужчина будет моим мужем, я бы ни за что не поверила!» — признавалась она.

В 1980 году у супругов родился сын Эмиль — единственный и горячо любимый ребенок Эмиля Владимировича. И все же Галина тосковала по оставленной балетной сцене. Видя это, Эмиль Лотяну в 1983 году приступил к съемкам биографического фильма «Анна Павлова» — роль великой балерины практически без дублеров сыграла Галина.

Да, жизнь их была яркой и насыщенной, Эмиль обращался с Галиной, как с ребенком, а та чувствовала себя в его руках любимой игрушкой и понимала, что долго так жить не сможет. Знакомый сюжет «Пигмалиона и Галатеи» повторился снова, к тому же Эмиль был необыкновенно ревнив и по любому поводу устраивал жене сцены.

Через шесть лет брака Галина сама подала на развод, что стало шоком для Эмиля. Лотяну давать развода не хотел, а когда Беляева настояла, он забрал сына с собой и уехал в Молдавию, так что актрисе даже пришлось обращаться в Комитет советских женщин, чтобы разыскать сына.

Помощь пришла с неожиданной стороны – от Светланы Томы, которая сообщила, где Беляева может найти своего ребенка.

Несмотря на этот дикий поступок, бывшие супруги смогли договориться. Галина не препятствовала общению сына с отцом, но взяла с него клятву больше не увозить ребенка.

Сама Беляева встретила другого мужчину хирурга Леван Сакварелидзе. В этих неофициальных отношениях у нее родился еще один сын. Актриса рассказывала в интервью, что у нее «были причины», по которым она не хотела выходить за него замуж.

К сожалению, и этот гражданский брак распался. Беляева осталась одна с двумя детьми. Но она достаточно зарабатывала, была своя квартира, поэтому ни Галина, ни дети ни в чем не нуждались.

У каждого из них своя судьба

С начала 90-х годов Галина Беляева все больше отдавала предпочтение театру, и снялась в кино лишь один раз – в 1998 году в мелодраме «Ночной визит». Она повторно вышла замуж за человека, с которым познакомилась возле театра.

Ее муж Сергей – бизнесмен. Вместе они уже почти 35 лет, у них родилось двое детей. По словам самой актрисы, он для нее – надежный тыл в жизни…

Светлана Тома лишь в 2000 году после рождения внучки снова надела обручальное кольцо – она сказала «да» драматургу Андрею Вишневскому. Но в 2005-ом году супруги расстались.

В свои 76 лет Светлана Андреевна прекрасно выглядит и находится в великолепной спортивной форме. Актриса снимается в современных сериалах, играет в театральных постановках и поет старинные русские романсы.

Эмиль Лотяну больше не женился, и, хотя у него было много женщин, до конца жизни он сохранил любовь и теплые отношения к двум – к своей гордой и прекрасной «цыганке Раде» и трогательной «Оленьке»…

Эмиля Лотяну не стало в 2003 году.

Оцените статью
«Табор уходит в небо». Две любимые женщины режиссера Эмиля Лотяну
«Новогодние приключения Маши и Вити»: жутковатую Бабу-Ягу сыграла очень симпатичная актриса