Это был не полностью самостоятельный фильм — Борисов работал в тандеме с режиссёром Артуром Войтецким.
Любопытно, что Войтецкий к тому моменту уже снял четыре картины, но все — исключительно в сотрудничестве с коллегами. И лишь после работы с Олегом Борисовым он наконец взялся за самостоятельные съёмки.
Ну а ставить ленту решено было по забавной истории про деревенского бухгалтера, у которого душа лежит вовсе не к цифрам, а к технике. Дебютный фильм Олега Борисова, так и оставшийся единственной его режиссёрской работой, называется «Стёжки-дорожки» (1964).
Сценарий «Стёжек-дорожек» принадлежал писателю и драматургу Николаю Зарудному, сценаристу киностудии имени Довженко. Здесь служил и Артур Войтецкий, здесь же сняли и знаковый для Олега Борисова «За двумя зайцами».
Кстати, небольшую роль Олег Борисов выделил для своей замечательной партнёрши по комедии Маргариты Криницыной (в «Стёжках-дорожках» она предстала в комичном образе самогонщицы). Главные же роли сыграли всесоюзные знаменитости, а центрального персонажа Олег Борисов оставил за собой.
По сюжету молодой парень Роман возвращается в колхоз, который возглавляет его дядя Тимофей Воронюк. Роман по разнарядке получил профессию бухгалтера, но совсем этому не рад.
А вот Тимофей очень доволен, ведь теперь прежний бухгалтер, уже очень немолодой Калистрат Калистратович может уйти на покой.
Но у Романа с бухгалтерий не складывается, ему скучны расчёты и бумаги, зато нравится изобретать любопытные вещицы вроде прототипа домофона, автоматического огнетушителя или мотоцикла с ракетным двигателем. Из-за этого Роман попадает в забавные приключения.
А ещё он заводит друзей среди колхозников и пытается начать отношения с местной красавицей Оксаной. Но в конце концов, так и не найдя понимания у дяди-председателя и не имея возможности реализовать свой технический дар, Роман колхоз покидает.
Романа Олег Борисов решился играть сам, хоть и прекрасно понимал, что ему будет трудно вдвойне, ведь ему нужно было быть одновременно и актёром, и режиссёром.
Но облегчало труд то, что в остальных ролях появились мастера, с полуслова понимавшие, что нужно делать.
В роли Тимофея Воронюка — Евгений Весник, Калистрата Калистратовича сыграл Борис Бибиков,
деревенского почтальона Дудку, любителя выпить, изобразил Павел Шпрингфельд. Кстати, изначально в этой роли снимали Петра Алейникова, звезду кино сороковых и всенародного любимца. Но, увы, появиться в фильме ему помешала страсть, свойственная его же герою.
Но если Дудка к финалу ленты с алкоголем завязал, то Пётр Алейников так и не смог преодолеть зависимость. После очередного срыва Алейникова сняли, вызвав из Москвы Павла Шпрингфельда.
На роль Оксаны утвердили молодую актрису Любовь Земляникину. Спустя несколько лет она станет известна под фамилией второго мужа — Стриженова. В роли товарища Романа — Владимир Гусев.
Не менее примечательны артисты, которым доставались совсем маленькие эпизоды с двумя-тремя репликами: Анатолий Папанов, Евгений Моргунов, Николай Гринько, Лев Перфилов.
Единственное, что немного огорчает, — большинство говорит чужими голосами. Причину массовой переозвучки выяснить не удалось, даже не все голоса определяются, за исключением узнаваемого голоса Юрия Саранцева, которым говорит почтальон Дудка.
Снимали фильм в Виннице и сёлах поблизости, а интерьерные съёмки провели уже на студии. К осени 1963 года основная часть работы завершилась, авторы перешли к монтажу и озвучке, а весной 1964 года картина «Стёжки-дорожки» вышла в прокат. Мнения о ней сразу разделились, причём как в зрительской среде, так и среди критиков.
Одним понравилась задорная, живая, летняя атмосфера комедии, другие назвали её надуманной и бессвязной.
Киноведы сочли, что яркий, неординарный актёр Олег Борисов тут совсем потерялся, колоритный Евгений Весник превратился в непримечательного исполнителя, а Павел Шпрингфельд в образе Дудки скатился в карикатурность.
В журнале «Искусство кино» прозвучала серьёзная критика:
«Комедия не состоялась. Она растворилась в трескотне пустых слов, потонула в безвкусице. Фильм, который должен был весело и отроумно рассказать о людях современной деревни, по существу показал их в примитивном, оглуплённом виде».
А вот «Советский экран» был более благожелателен и оценил режиссёрский дебют Олега Борисова хорошо:
«Авторы ещё не смогли в полной мере раскрыть избранную ими тему — тему поисков человеком своего пути, своего места в жизни. И если у симпатичного парня Романа главные успехи где-то впереди, за кадром, то и кинокомедия «Стёжки-дорожки», понравившаяся нам своей свежестью, — это тоже только ещё обещание, хоть и обнадёживающее».
Но как бы то ни было, Олег Борисов больше к режиссуре не обращался и состоялся как выдающийся актёр, мастер дубляжа и чтец.