Иван Пырьев шесть раз награждался Сталинской премией, трижды — орденом Ленина. Казалось, по мнению большинства поклонников режиссёра, выше наград и признания не существует, режиссёр обласкан руководством и прожил жизнь без забот и проблем. Между тем, на мой взгляд, это далеко не так.
Иван Александрович – человек очень трудной судьбы. Крестьянский мальчик из далёкой Томской губернии много скитался по стране. 14-летним подростком бежал на фронт, воевал, юный воин дважды награждался орденом Святого Георгия, добровольно записался в Красную армию.
Иван Пырьев всего добился сам, но ценил даже простые слова, высказанные в поддержку его упорства.
В театральной студии, где он учился после гражданской войны, его поддержал добрым словом и увлёк режиссурой Григорий Александров и об этой помощи Пырьев всегда помнил и в свою очередь позже сам нередко опекал молодые таланты.
В кинематограф молодой режиссёр пришёл в 1925 году, но первые его работы успеха не имели, его часто критиковали. В эпоху репрессий в 1937 году он безошибочно угадал запросы простых людей, их мечту о лучшей, достойной жизни.
Партийный лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее» молодой режиссёр подкрепил подлинными доказательствами, снимая одну за другой деревенские комедии: «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки».
Иван Пырьев нашёл себя в кино, свой жанр и свою актрису – главные роли в его комедиях сыграла жена, Марина Ладынина.
Простые люди смотрели картины с замиранием сердца, оказываясь в красивой сказке, фильмы Пырьева были глотком свежего воздуха, помогали народу выжить. Режиссёра заслуженно награждали и в то же время часто критиковали.
Ивану Пырьеву ставили в вину дурной вкус, называли сказочником, корректировщиком реальности.
Многие считали, что к реальной жизни народа фильмы никакого отношения не имеют, на самом деле сельские жители жили намного хуже, беднее и радости, песен в их жизни было вовсе немного.
Зрители не знали о такой оценке фильмов, пересматривали их, знали всех актёров, восхищались ими и ждали новых картин режиссёра, предвкушая удовольствие.
Во время Великой Отечественной войны Пырьев продолжал создавать фильмы в эвакуации, а последние месяцы войны провёл на фронте, снимая документальные фильмы о рядовых солдатах, о военных буднях и подвигах.
Иван Александрович после войны жил в условиях карьерных «качелей»: он получал высокие назначения (редактор журнала, директор «Мосфильма»), затем его за новаторские действия критиковали, освобождали от занимаемой должности.
Григорий Александрович был чутким человеком, подмечал яркие дарования и помогал молодым талантам. Благодаря ему обрели уверенность в своих силах талантливые режиссёры Григорий Чухрай, Александр Алов, Владимир Наумов, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай.
Иван Пырьев был новатором, смог в короткий срок переснастить студию «Мосфильм», подготовил переход студии к производству цветных кинофильмов.
В печати 60-х годов Пырьева хвалили и тут же «сбрасывали с пьедестала», предавая огласке такие факты: не платил членские взносы в профсоюз, не посещал партийных собраний, не принимал участие в жизни партийной организации.
На съёмках фильмов многие товарищи по партии говорили, что слышали из его уст непристойные выражения, каким мог бы позавидовать извозчик. Также в статьях упоминалось недостойное поведение режиссёра в быту – он изменял жене, был женат третий раз.
Иван Александрович Пырьев завершил свой земной путь неожиданно для всех – он умер во сне, выяснилось, что смерти предшествовали перенесённые на ногах 6 инфарктов. В последние годы Иван Пырьев экранизировал романы Ф. М. Достоевского.
Фильм «Братья Карамазовы» им не был завершён. Исполнители главных ролей, выдающиеся артисты Кирилл Лавров и Михаил Ульянов работали над окончанием фильма уже после смерти Ивана Александровича. Мастер кино прожил 66 лет, он нашёл упокоение на главном погосте страны – на Новодевичьем кладбище.
На могиле режиссёра установлен памятник, он представляет собой прямоугольную стелу из светлого мрамора, в центре которой высечен барельеф Пырьева. В нижней части памятника значится фамилия, имя, отчество режиссёра.
У подножия скромного монумента разбит небольшой цветник. Ивана Пырьева в настоящее время кинокритики называют легендой, примером человека, который очень многого добился в искусстве и в этом была его личная заслуга.
У Пырьева было два сына: Эрик Иванович Пырьев ( 1931 -1970) и Андрей Иванович Ладынин ( 1938 -2011). Сыновья Пырьева были режиссёрами, но достичь уровня отцовского таланта им не удалось.
Помните ли вы фильмы знаменитого режиссёра? Согласны ли вы с мнением, что Иван Пырьев снимал фильмы, которые не отражали реальную жизнь людей?