Это, бесспорно, положительный персонаж. Искренний и честный строитель социалистического общества. Порядочный и благородный человек, чьи усилия направлены на созидание, развитие родного села.
Юность Захара пришлась на времена гражданской войны. Он стоял у истоков становления народной власти. Воевал в партизанском отряде. Как мы помним из первых серий, был однажды на краю гибели: его чуть не убили кулаки.
Многие годы Захар был председателем колхоза Зеленый Дол. И руководителем был таким, каких поискать: деятельным, ответственным, инициативным. Отдающим все силы своей души народу. Именно благодаря ему село выстояло в трудные годы. И далее успешно развивалось.
Главное же достоинство Большакова – человечность. Причем, отнюдь не избирательная. Неслучайно в фильме показано, как Захар поддерживает и помогает найти свое место в жизни даже детям кулаков, неповинным в преступлениях своих родителей. Например, Наталье Меньшиковой (ее играет Людмила Давыдова).
Так может поступать только человек по-настоящему великодушный и благородный.
При всем при этом Захар Большаков – вовсе не картонный персонаж. Нет, он живой и убедительный. Ему сопереживаешь, его по-человечески любишь. И жалеешь даже, что скрывать.
Потому что личная судьба Захара совсем не складывается.
Не будет преувеличением сказать, что именно с этим персонажем связан один из самых драматических эпизодов в советском кино.
Я имею в виду историю с той самой Стешей. А точнее, – эпизод со свадьбой.
Напомню суть дела.
Молодой Захар влюблен в деревенскую красавицу Стешу (актриса Элеонора Шашкова).
А она, будучи натурой недалекой, прямо скажем, ограниченной, не умеет оценить незаурядные достоинства этого человека. Презирает его даже. Он для нее «как теленок».
Стеша охотно соглашается на бесчеловечную авантюру, которую предлагает ей тот, кого она любит, – удалой молодец Фрол Курганов (его, в свою очередь, подтолкнули к подлости враги Захара). А авантюра заключается в том, чтоб Стеше-невесте сбежать с собственной свадьбы…
Очень психологически убедительно показано, насколько глубокая травма осталась в душе Захара после этого предательства. До слез жаль его, особенно когда видишь неизбывную боль в его глазах, там на свадьбе, когда праздничная радость сменяется черным горем…
Смотришь и думаешь: а что бы на месте Захара сделал другой? Наверное, устроил бы разнос и невесте, и тем, кто разработал этот мерзкий спектакль. И уж, скорее всего, впоследствии не дал бы спокойно жить в колхозе этой «сладкой парочке».
Но не таким оказался Большаков. Он затаил в своем сердце не месть, а боль. И вот эта самая боль и мешала ему даже через много лет быть счастливым.
Он так и остался бобылем. Жил один как перст. Весь в колхозных заботах, весь в служении людям.
Нерастраченную свою любовь Захар отдал чужому ребенку: эвакуированному мальчишке Мише.
Правда, в самом конце фильма есть легкий намек, что жизнь Захара изменится: в село приезжает мать Миши. Татьяна, и, кажется, что между нею и Захаром возникает симпатия. Но кто знает, так ли это будет….
Роль Захара Большакова сыграл талантливый актер Петр Вельяминов. Это была его первая работа в кино. И сразу же после фильма «Тени исчезают в полдень» актера полюбила вся страна.
Для зрителей он буквально слился воедино со своим героем. Приходили целые мешки писем от зрителей не актёру Вельяминову, а «председателю колхоза Захару Большакову». Связаны с этой необычайной популярностью и вовсе забавные случаи.
Например, рассказывают, что как-то уже на съёмках «Вечного зова», где Вельяминов, как мы помним, тоже снимался, застрял автобус со съёмочной группой. И несколько человек во главе с Вельяминовым пошли в ближайшую деревню за трактором. Чтоб вытащить автобус.
Когда местный народ увидел Петра Сергеевича, это произвело сенсацию. Полдеревни вышло на улицу с криком «Захар Захарович!». Актёра потащили на собрание правления, которое как раз шло, чтобы посоветоваться с ним, как лучше вести хозяйство…
Вообще, после фильма «Тени исчезают в полдень»Вельяминова везде воспринимали как долгожданного, любимого, честного и справедливого председателя колхоза Захара Большакова. Спрашивали, как сеять, как управлять.
Говорят, что во время съемок «Вечного зова» авторитет Вельяминова был таков, что все производственные проблемы киногруппа решала только благодаря ему. Ведь перед Петром Сергеевичем распахивались все начальственные двери.