В лиричной истории «Салон красоты» (1986) переплелись романтическая и производственная линии.
С одной стороны, зрители наблюдают закулисные будни работы парикмахерской, с другой — погружаются в бурлящую эмоциями личную жизнь героев.
А в центре повествования — три персонажа: небесталанная, но взбалмошная парикмахер Офелия, её муж Иван, увлечённый ветеринар, работающий в зоопарке, и подруга семьи Маша, тоже сотрудница парикмахерской, скромная, покладистая, безотказная, чем Офелия постоянно пользуется. Снял фильм Александр Панкратов-Чёрный, который, даже перейдя к режиссуре, не оставил актёрскую профессию, в которой преуспевает и сегодня.
Для Панкратова-Чёрного «Салон красоты» по сценарию Елены Зыковой стал третьей самостоятельной полнометражной картиной и предпоследней и, пожалуй, самой успешной.
Немалую роль в этом сыграло приглашение известных и популярных исполнителей, при том что сам сюжет выдающимся не назовёшь:
Офелия и Иван регулярно ссорятся, а мирит их добросердечная и тихая Маша. Но, правда, это её посредничество в итоге сыграет против громкой и эмоциональной Офелии. Кстати, сама Маша — это своего рода реинкарнация Веры из фильма «Влюблён по собственному желанию» (1982), она столь же участлива, стремится всем помочь, всех обогреть, помирить и осчастливить. Когда в салон приходит юная стажёрка Катя, Маша не просто берёт её под свою опеку, но и позволяет жить в своей квартире, украшенной фотографиями с чужих свадеб (в том числе и фотографией бывшего мужа с его новой семьёй). И, как выясняется,
Ивану куда ближе Машина чуткость, чем горячность и активность жены.
Параллельно развивается вторая любовно-рабочая линия: история коллеги Офелии и Маши Вадика, мастера-парикмахера, истинного таланта, умеющего в каждой даме увидеть красотку. У Вадика всё складывается, у него блестящая клиентура и даже парикмахерский инструмент заграничный. Но вот его ревнивая красавица-жена Ляля его всё же оставляет ради более обеспеченного и предприимчивого кавалера, и Вадика это наводит на мысль о том, что
материальный успех — это далеко не всё.
А в финале всем достанется по заслугам: кто-то обретёт личное счастье, а кто-то — понимание.
Главные роли в фильме сыграли Татьяна Васильева (Офелия), Георгий Бурков (Иван) и Татьяна Иванова.
В отличие от коллег Татьяна Иванова была известна куда меньше, она отдавала предпочтение театру, зрители чаще могли видеть её в фильмах-спектаклях, а не в кино.
Роль в «Салоне красоты» (очень, надо сказать, удачная) — одна из немногих главных в её кинокарьере.
А ещё отмечу, что Татьяна Васильеева и Георгий Бурков уже играли влюблённых (правда, по расчёту) в комедии «Добряки» (1980), став там замечательной парой проходимцев.
Роль Вадика Александр Панкратов-Чёрный отдал другу и коллеге Андрею Леонову-Гладышеву, который снялся и в его дебютном режиссёрском фильме. Актёры к тому времени уже серьёзно подружились и сохраняют теплые отношения и сейчас.
Жену Вадика Лялю сыграла Ирина Алфёрова (мне показалось, что её переозвучили),
в роли хозяйки салона — Наталья Крачковская,
а самого старого, опытного и мудрого парикмахера, учителя Офелии и Маши, сыграл Владимир Кенигсон.
Актёр успел увидеть себя на экране, но, увы, спустя полгода после премьеры фильма ушёл из жизни. С последней его киноработой аудтория познакомилась уже после его смерти.
В небольших ролях Мария Виноградова, Нина Маслова, Людмила Давыдова, Роза Макагонова, Георгий Мартиросян, Вячеслав Баранов, Владимир Сошальский. А ещё впервые появилась на экране студентка Школы-студии МХАТ и наследница звёздной фамилии Мария Буркова, дочь Георгия Буркова (в роли стажёрки Кати).
Снимали фильм в Москве, многие пейзажи узнаваемы и поныне (например, зоопарк)
Конечно же, нельзя не отметить яркие приметы того времени: женские наряды с широкими плечами, замысловатые укладки, которые были тогда чрезвычайно модны и конкурировали с короткими стрижками.
И слушаем музыку и песни Юрия Антонова, композитора фильма. Это не те выдающиеся хиты, которые прозвучали в комедии «Берегите женщин» (1981), но стиль композитора и его голос вполне узнаваемы.
«Салон красоты» зрители увидели весной 1986 года, к концу года его посмотрело больше 14 миллионов, что можно счесть достойным результатом. Критики отнеслись к ленте сдержанно, отмечая, что это всё же в меньшей степени комедия, а в большей — мелодрама.
Сценарий многие называли слабым, а киновед Ирина Павлова в обзоре в журнале «Искусство кино» даже предполагала, что его режиссёру навязали взамен на разрешение снять что-то более захватывающее.
Так это или нет, знают лишь участники съёмок. Тем не менее картина неплоха и любопытна, хоть и немного предсказуема. Особая удача фильма — Татьяна Иванова и Владимир Кенигсон, герой которого для всех находил добрые слова и к коллегам обращался в духе «душа моя/дитя моё», включая строптивую уборщицу в исполнении Марии Виноградовой.
А вы помните фильм «Салон красоты»? Как думаете, Офелия искренне простила Машу или затаила обиду?