Два советских фильма, после которых хочется помыться или напиться

Да-да, дорогие читатели, именно такие ощущения у меня вызывают эти фильмы. И с годами эти ощущения только усилились. Так сказать, с высоты прожитых лет…

Как вы думаете, для чего люди создают произведения искусства? Любые: будь то картину, будь то музыку… Или, к примеру, киноленту… Уверена, что ответы будут разные. И если вы на этот вопрос ответите в комментариях, с удовольствием почитаю ответы.

Со своей стороны на свой вопрос отвечу сразу: для того, чтобы радовать людей, давать им надежду на лучшее, свет и радость. Жизнь и так очень сложна и порой тяжела. А если нас будут окружать серые и депрессивные произведения искусства, то жить будет ещё сложнее.

Так о чём это я? О фильмах, которые как раз таки окунают человека в беспросветность и бессмысленность. После них не становится радостнее, но наоборот, еще тяжелее и печальнее.

Именно такое послевкусие оставляют вот эти два фильма. Для меня. На истину в последней инстанции не претендую. Повторюсь, это мои личные ощущения.

Теперь по порядку, по хронологии, по году выпуска.

«Отпуск в сентябре» 1979 год

Двухсерийный художественный фильм снят по мотивам пьесы «Утиная охота» 1967 года талантливого сценариста Александра Вампилова — мастера социальной тематики. Снял всю эту депрессивную красоту режиссёр Виталий Мельников («Старший сын», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай» и другие).

Фильм ещё примечателен и тем, что главного персонажа — инженера Зилова сыграл Олег Даль. Киноведы утверждают, что это одна из лучших ролей в кино актёра. Да и правда, что Зилов, что Даль — оба неприкаянные, каждый по-своему.

Вся история вертится вокруг этого Зилова, который и сейчас вызывает много споров.

И какими только эпитетами не награждали этого персонажа:

«современный Печорин»,

«стихийный протест против скучно-односторонней целесообразности и деловитости»,

«самый свободный человек…»

А по мне он просто подлец и полный циник.

Зачем было экранизировать историю о таком человеке, видите ли типичном интеллигенте «эпохи застоя»?

Что этот фильм даёт нам, зрителям? Зачем смотреть на убогий мир скучающего человека, который не видит в своей жизни смысла?

Взрослый нормальный мужчина, с руками и ногами, женат. Квартиру дали (конечно, это мерило не счастья, но тоже имеет значение). Живи, радуйся жизни. Смысла не видишь? Да полно в жизни смысла.

Так нет. Зилов, переживает душевный кризис, экзистенциональный вакуум. Он много пьёт, изменяет жене (играет Ирина Купченко), детей не хочет. Паразит да и только. В буквальном и переносном смыслах.

Потому и пришла к нему мысль застрелиться. Телефонный звонок спасет его от смерти. Но надолго ли? Думаю, это ключевой вопрос в этой истории.

А ведь было у него настоящее увлечение — утиная охота. Вот бы и занимался ею. А не тратил свои силы для обмана своего начальника (Евгений Леонов), девушек- любовниц и на другие отрицательные забавы. От Зилова и его игрищ страдают все люди, окружающие его.

Когда фильм «Отпуск в сентябре» был готов, комиссия положила его на полку. Зрители увидели картину в годы перестройки. И немного потеряли…

Вторая картина вышла на экраны в 1983 году. Снял её Роман Балаян.

Называется «Полёты во сне и наяву»

В этом фильме главный герой в исполнении блистательного Олега Янковского — оплот безответственности и себялюбия. Накануне сорокалетия этот «мальчик» мечется и бесится. Жене изменяет, дочкой не занимается. Ходит к любовнице. Прямо второй Зилов — типичный интеллигент эпохи застоя.

Сергей Макаров — все же человек неординарный. Позывы отзывчивости и доброты в нём прослеживаются. Отчего же он мается, как и Зилов?

Снова пустота и бессмысленность жизни?

Если обратиться к кинокритикам, то мысль насчет Макарова такая: он просто «сопротивляется действительности в условиях потери идеалов». Это так называемая самозащита.

Кинокритикам, конечно, виднее. Но почему-то, также как от Зилова, от Макарова страдают близкие и не очень люди. А ведь вокруг него — нормальные и хорошие люди. Сочувствуют ему, балбесу, добра желают. А к ним — с подковыркой.

Сам режиссер рассказывал, что хотел «выплеснуть всю накопившуюся желчь» после вынужденного застоя в пять лет. Хотел отойти от классики. Режиссер до этого снял фильмы «Каштанка» и «Бирюк».

Вот и выплеснул, видать, Балоян всё самое негативное.

Обаятельный и самоироничный Янковский, конечно, великолепно сыграл своего персонажа. Сергей даже вызывает жалось и симпатию. Как, впрочем и у окружающих его женщин.

Тем не менее, сам по себе фильм вызывает далеко не светлые чувства. А смотреть его можно лишь следя за игрой актёров. Все они там великолепны: Гурченко, Табаков, Меньшиков и другие.

Оба фильма вызывают какую-то кислую оскомину сопротивления увиденному. А еще будто к тебе подошли и высыпали на твою голову ведро песка — в глазах рябит и на зубах скрипит. Хочется пойти в душ.

Оцените статью